Тема приготовления к выходу на публику, а также сцены в будуарах волновали художников давно. Процесс причесывания, одевания, нанесения макияже считался достаточно интимным. Зрителям нравился эффект "подглядывания". Такие сюжеты считались пикантными, даже если на полотне нет обнаженной натуры. Давайте взглянем на прекрасных дам и их будуары и туалетные столики.
Слово туалет произошло от французского слова "ткань". Тканями украшали будуары и находящуюся в них мебель, включая столики. До 18 века процесс одевания и раздевания был сугубо утилитарным, поэтому и интереса к будуарной тематике не было. Он появился в 18 веке. Благодаря этому мы видим процесс нанесения пудры, включая сами пудреницы и пудраманты, накидки, с помощью которых защищали одежду. На картине Буше мы видим коробочку с мушками.
Другая героиня Буше показана во время надевания чулок. Рядом можно увидеть висящую на экране камина сумочку и брошенный на пол веер.
На картине "Туалет" можно увидеть даже более интимные детали - биде и ночной горшок, еще и полный.
Тема подготовки к выходу перекочевала и в 19 век. Ночных горшков и биде при этом рисовали все меньше. Зато подробнее можно рассмотреть то, что стоит на столиках. Иногда украшения, иногда флаконы духов, косметика, веер, перчатки.
Иногда на столиках можно увидеть предметы для умывания (тазик, кувшинчик, губки), щетки, косметические средства.
Встречается этот сюжет и в русской живописи
Конечно, самая известная картина - автопортрет Зинаиды Серебряковой (1909)
Картина Н. Я. Грибкова - редкий пример, где герой - мужчина. Мы можем увидеть пару щеток, парфюмерию, ножницы, помадку. Да еще и парик на лысеющую голову.
А на картине импрессиониста С. Ю. Жуковского столик без хозяйки.
#картина #живопись #искусство #мода