Дополнения к археологии как трудовому и научному процессу
Как археологи знают, где копать?
Признаюсь, как и многие, я в начале студенчества недоумевал, как археологи умудряются забить шурфы вроде бы в случайных местах и обязательно найти что-нибудь. Подробно не знаю до сих пор, но кое-что объясняли, кое-что вычитал.
Не буду описывать такие способы, как авиаразведка, электро- и магниторазведка. Не очень компетентен, и не хочу перегружать статью. Кто хочет узнать больше, есть и популярные материалы, и специальные.
Есть несколько главных принципов. Первое. Опора на логику и здравый смысл. Где могли селиться люди? Где удобнее. Рядом с водой, на пригорках, где больше солнца и обдувает ветерок. Таких мест не так уж много. Второе. Есть важный принцип, человек своей деятельностью меняет естественный ландшафт, и следы этих изменений можно проследить даже через тысячи лет. Неестественный рельеф, другой характер растительности, а она растет по-другому в разрыхленных или наоборот утоптанных местах, на месте городских стен, и так далее. Неестественно стоящие камни. Правда, для того, чтобы уловить эти, иногда микроскопические изменения, требуются огромный опыт и мощная научная интуиция.
Если в шурфах количество находок растет в каком-то направлении, значит, велика вероятность, что там находится памятник.
При мне археологи не использовали металлоискатели, только рабочие-любители. В отвалах нашли пару предметов века 19-го.
Находки
Что именно находят, зависит от конкретных раскопок. Есть серьезная разница в наборе предметов для палеолита, неолита и бронзы. Кстати, хронология этих периодов сильно различается в зависимости от региона. Неолит Ближнего Востока начался гораздо раньше, чем неолит Приангарья. Есть сильная разница между набором артефактов на стоянках и в захоронениях.
Но все же, общие моменты есть. Во-первых, материал. Думаю, первобытные люди делали очень много вещей из дерева, кожи и кости. Но по понятным причинам, они большей частью до нас не дошли. Так что, самые частые находки, это изделия из камня и керамика.
Камень. У человека, незнакомого с вопросом, есть в голове немало наивных представлений. Например, о том, что в каменном веке не было проблем с материалом для орудий. Берешь камень с земли, обрабатываешь и вот, орудие готово. На самом деле, для инструментов годится очень ограниченное количество минералов. Самый распространённый и лучший – кремень.
Кремневое орудие. Красивый минерал
Кроме кремня использовали кварцит, обсидиан, нефрит и некоторые другие минералы. Их объединяет несколько свойств, важнейшее – острый, как у стекла скол. Кремень найти не так-то легко. Существовали даже шахты по добыче кремня, относящиеся еще к позднему палеолиту. На Ближнем Востоке в неолите был даже кремневый кризис, когда доступные месторождения исчерпались, и это подтолкнуло людей к металлургии.
Незнакомые с археологией люди склонны с одной стороны видеть в естественных кусках камня искусственное происхождение (о, это точно топор, а это нож!), с другой стороны обвинять археологов, что те принимают естественный камень за орудия.
Когда я на раскопках перебрал своими руками несколько десятков разных орудий, я избавился от таких заблуждений. Искусственный характер обработки камня часто очень ярко виден, его ни с чем не перепутаешь. Это нередко видно даже на отходах каменного производства – сколах, отщепах, чешуйках и так далее.
Кстати, отходы тоже важны, по ним восстанавливают технологию изготовления орудий. Отходы каменного производства, пожалуй, самая частая находка на раскопках. Еще часто находится мусор, пищевые и бытовые остатки. Кости животных тоже часто попадаются.
Самые распространенные виды орудий – ножи, скребки, наконечники копий и стрел. Последние в могилах попадаются десятками. Поражает тонкость работы. Первобытные люди отлично знали свойства минералов и умели их использовать.
Наконечник стрелы. Он вообще-то из Сахары, и материал яшма, но очень похоже на то, что мы находили в Прибайкалье. Это масштаб такой, а вообще наконечники сантиметров 5 длины и 3-5 мм толщины
Кремневые пластинки бывают очень острыми, лезвия некоторых острее, чем лезвие стальной бритвы. В неолите их научились вставлять в пропилы костяных орудий. Орудия получались изящнее и прочнее цельнокремневых, заодно и сам кремень экономился.
Керамика это обожжённая глина и все, что из нее делается. Делались в первую очередь, сосуды. Наличие керамики – важнейший признак неолита. Сохраняется она не хуже камня, а было ее много. Кусочки керамики имеют очень узнаваемую форму, чаще всего, плоскую. Отличить от пластинки камня легко. Неестественно плоская форма, специфические края, и, конечно, орнамент.
Керамика встречается чаще, чем орудия, а впечатляет не хуже. Технология изготовления сосудов была крайне традиционна, как и ее украшения, специфические орнаменты и рисунки. Они позволяют очень точно привязывать найденное к определенной первобытной культуре. Это очень четкий маркер. В отличие от каменных орудий, которые часто весьма похожи даже в разных частях света. Керамику стараются склеивать, подбирая кусочки как паззл. На это иногда уходят годы.
Реже встречаются сохранные изделия из кости. Однако тоже бывают. Гарпуны, ножи, кинжалы. Больше всего меня в свое время поразили рыболовные крючки. Тонкой работы, с зазубриной, как у современных.
В могилах много разных украшений, из самых разных материалов. Много бусин, которыми расшивали одежду, подвески из камня, и зубов животных. Встречаются в погребениях и очень интересные косточки. Они, хм, из пенисов медведей.
Особо ценные находки это искусство. Статуэтки, например. Находка искусства это всегда праздник для археологов.
Самые необычные находки, которые я видел.
Костяная ложка в неолитическом погребении. Очень похожая на современную, тонкой работы. Но ей было шесть тысяч лет. Лежала ложка, кстати, под головой скелета. Скелет был женский. Сверху он был придавлен здоровым камнем. У нас тогда была дежурная шутка, что это чья-то теща, и придавили ее, чтобы не выбралась. Дама, кстати, была молодая, лет двадцати пяти. Прикинули по сохранности зубов. Вообще, погребальные обряды крайне разнообразны, в них много непонятного и даже таинственного.
Еще помню два нефритовых тесла. Здоровенные, почти по полметра, отлично отшлифованные и поэтому очень красивые. Работать ими, скорее всего, было невозможно, и неизвестно, зачем их такие сделали.
Примерно такое. Это из Иркутского краеведческого музея
Два костяных кинжала, длиной сантиметров тридцать, с кремневыми лезвиями. Кинжалы потому что кремневые лезвия были с двух сторон. Орудие явно боевое. Здоровенный каменный топор в полметра из простого камня, зачем его сделали, науке неизвестно.
Золотых предметов у нас не находят. Только бронзовые. Видел бронзовые ожерелья и наконечники стрел.
Неуместных артефактов не было. Никаких приборов и бластеров в каменном веке. Ничего, даже близкого к этому.
Нивелировка
Понял, что в первом посте не разъяснил, что такое теодолит, он же нивелир. Это прибор для измерения углов. В археологии им занимаются для точной фиксации глубины находок и их расположения относительно друг друга. Иногда молодыми археологами прибор еще используется для разглядывания окрестностей. Пляжниц, например, был грех.
Фиксация глубины находки необходима в первую очередь для определения времени по геохронологии. Пара слов об определении хронологии. Способов этого много. И геохронология (по слоям), и куча физических, где радиоуглерод только один из. Все они имеют пределы точности и ограничения. Но главное, наука старается использовать максимум способов, и поэтому, когда несколько способов совпадает, то возраст можно считать абсолютно точным.
Не только лопата
Работа в экспедициях весьма разнообразна. Кроме расчистки лопатой, есть еще тонкая расчистка мастерками, лопаточками и даже кисточками. Когда находки сняты, их нужно промыть (конечно то, что можно). Зарисовать. Кстати, если вы хорошо рисуете, у вас есть неплохой шанс этим и заниматься, а не стоять на лопате. Наконец, находки шифруют (подписывают специальными чернилами), вносят в опись и упаковывают. Всем этим занимаются в помещениях, поэтому такие работы называют камеральными. К ним допускаются не только профессионалы, но и простые рабочие, часто, девушки.
Черные археологи
У нас их мало. Те, что есть, копают, в основном, Гражданскую войну. Неолитические орудия, видимо, мало привлекают коллекционеров. Хотя в дни студенчества видел в антикварном магазине наконечники и гарпуны. А золота у нас нет.
Черные археологи вредны даже не тем, что они тырят находки. А тем, что разрушают контекст слоя и информация теряется навсегда. Именно навсегда. Да, это незаконно, могут серьезно наказать.