Найти в Дзене
RTVI САМОЕ ВАЖНОЕ

Ученые выяснили, что младенцы начинают учить родной язык еще до рождения

Младенцы, вероятно, способны еще до рождения начать овладение языком, на котором их мать говорила во время беременности. Об этом говорится в исследовании группы ученых из Падуанского университета в Италии, опубликованном в журнале Science Advances.

Слух у младенцев формируется примерно к седьмому месяцу беременности. Также известно, что новорожденные предпочитают голос матери другим женским голосам, а язык, на котором она говорила во время беременности, ― другим языкам.

К концу первого года жизни дети настраиваются на тонкие детали звукового рисунка родного языка. Однако нейронные механизмы, позволяющие развивающемуся мозгу обучаться на основе языкового опыта, остаются малоизученными, говорится в исследовании.

Ученые Падуанского университета с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) изучили активность мозга 49 младенцев в возрасте от одного до пяти дней, рожденных франкоговорящими матерями. Электроды были расположены рядом с областями мозга, связанными с восприятием речи.

Младенцы во время исследования находились в состоянии покоя в колыбельках. Новорожденным проигрывали семиминутные отрывки из сказки «Златовласка и три медведя» на французском, испанском и английском языках в случайном порядке. Записи начинались и заканчивалась трехминутными периодами молчания.

Ученых интересовало, приводит ли воздействие речи к долговременным изменениям в нейронной динамике мозга младенцев, способствующим обучению и памяти. Также они задались вопросом, формирует ли предродовой опыт нейронные схемы.

Когда младенцы слушали аудиозапись на французском языке, ученые отметили у них всплеск сигнала мозга, связанного с восприятием и обработкой речи. Эти сигналы уменьшались, когда младенцы слышали другие языки. У 17 младенцев, которые слышали французский язык последним, всплеск нейронной активности сохранялся и во время следовавшей за речью тишины.

«В совокупности эти результаты дают наиболее убедительные на сегодняшний день доказательства того, что языковой опыт уже формирует функциональную организацию мозга младенца еще до рождения», — говорится в исследовании.

Данные исследования позволяют предположить, что пренатальный (дородовой) период закладывает основы для дальнейшего развития речи. Таким образом, основой для обучения ребенка могут служить не только целенаправленные разговоры с плодом в утробе, но и «обычные повседневные беседы, например, с соседом или во время шопинга», сказала изданию New Scientist профессор кафедры психологии развития и социальной психологии Падуанского университета Юдит Жервен.

Теперь ученые намерены провести исследования с младенцами, чьи матери говорят на разных языках, особенно на азиатских или африканских. Также планируется изучить, как развитие восприятия речи в утробе матери может изменяться у младенцев с менее типичным пренатальным опытом, например у недоношенных детей.

Наука
7 млн интересуются