Найти тему
Наталья Касперская

Наталья Касперская: верный выбор целей приносит успех ИТ-компаниям

Наталья Касперская, президент ГК InfoWatch, председатель правления ассоциации разработчиков программных продуктов "Отечественный софт"
Наталья Касперская, президент ГК InfoWatch, председатель правления ассоциации разработчиков программных продуктов "Отечественный софт"

Президент ГК InfoWatch Наталья Касперская выступила в Санкт-Петербурге на конференции «CRM и продажи» с лекцией, посвященной развитию российских высокотехнологичных IT-компаний. В частности, эксперт рассказала о рисках, с которыми сталкиваются начинающие предприниматели. Также Наталья Касперская перечислила условия успеха инновационнах IT-компаний, среди которых: грамотное целеполагание, подробный анализ рыночных потребностей и компетентный коллектив.

Наталья Касперская на конференции "CRM и продажи" в Санкт-Петербурге
Наталья Касперская на конференции "CRM и продажи" в Санкт-Петербурге

«Мы часто сталкиваемся с восприятием успешного предпринимателя как этакого сибарита, который наслаждается беззаботной жизнью, окруженный предметами роскоши. Как правило, это далеко от реальности. И в этом можно легко убедиться, если посмотреть на рутинный список задач такого бизнесмена, которые он должен выполнить за две недели. Например, в нем может быть поиск денег на выплату зарплаты сотрудникам, сложный разговор со значимым специалистом, который собирается уволиться, и стимулирование команды для срочной доработки продукта, который имеет шансы на рыночный успех. А если к этому прибавить переговоры с налоговой и кредиторами об отсрочке обязательных платежей, то картина становится совсем не такой благостной, какой она казалась на первый взгляд», - отметила Наталья Касперская.

По словам эксперта, наибольшие трудности ожидают российских предпринимателей на этапе начального развития бизнеса. Так, согласно статистике, 20% стартапов закрываются в РФ в первый же год работы, а в конечном итоге лишь 10% из них удается выжить и удержаться на рынке. Причем, среди основных причин неуспеха обычно оказываетсянепонимание ситуации с потребительским спросом (в 42% случаев), недостаток финансирования (29%) и ошибки при наборе персонала (23%). Также бизнес очень часто гибнет по причине внутреннего конфликта его основателей, который возникает на фоне других проблем компании и только усугубляет ситуацию.

«Для того, чтобы этой ситуации не возникало, совладельцами компании должны быть надежные люди, которые либо владеют исключительными компетенциями (например, техническими) либо готовы вложить в компанию свои стратегические активы, разделяя с коллегами все риски и тяготы новой работы. Если же вместо этого предприниматель принимает в свою команду родственников (из желания помочь им в жизни) или чиновников, надеясь на их связи во властных коридорах, то он берет на себя повышенные риски и рискует столкнуться с серьезными проблемами в будущем», - добавила Наталья Касперская.

Глава ГК InfoWatch также призвала обращать внимание на источники финансирования бизнеса. Так, для начинающих компаний лучше всего подходит использование личных капиталов их основателей и привлечение венчурных инвестиций. Если же речь идет об уже зрелой организации, занимающей устойчивое положение на рынке, то в этом случае целесообразно использовать государственные гранты и субсидии, а также кредитные средства для дальнейшего развития.

По мнению Натальи Касперской, ключ к успеху на рынке – правильное целеполагание. Причем, не только на краткосрочную, но и на длительную перспективу, поскольку первоначальный успех не всегда может гарантировать устойчивого развития.

«Один из показательных примеров нашей отрасли – это когда IT-дочка большого холдинга создает софт общего назначения и продает его крупным клиентам, которые находятся в партнерских отношениях с материнской компанией. Как только она выходит с этим продуктом на рынок, разработка оказывается не нужна потребителям, поскольку изначально она делалась под потребности узкой группы компаний и ее функционал не отвечает запросам большинства потенциальных клиентов. В итоге если у компании не получилось бы адаптироваться к новым условиям, то она рисковала проиграть в конкурентной борьбе и лишится дальнейших заказов на свою продукцию. Однако в этом конкретном случае команде удалось найти своего потребителя среди контрагентов материнской компании, требованиям которых ей было легче соответствовать. Таким образом, выход из сложного положения чаще всего имеется – при условии адекватной самооценки и внимания компании к потребностям рынка», - рассказала она.

По словам Натальи Касперской, несмотря на высокие риски, необходимость в быстрой адаптации к требованиям заказчиков и возможную нехватку ресурсов, преодолеть свои страхи и начать собственное дело все-таки стоит. Особенно, при наличии продуманного бизнес-плана и сильной команды, готовой реализовать его на практике.