Найти тему
История живописи

Весенние оттепели на картинах русских художников

В самый разгар зимы мы с вами уже рассматривали схожую подборку, только там у нас были зимние оттепели, внезапные передышки от холода, которые неизменно все равно должны были закончится морозом и продолжением самого холодного времени года:

Сегодня же мы с вами посмотрим на картины тоже с оттепелью, вот только уже с весенней, конечно не всегда по картинам можно понять какая именно перед нами оттепель, так что в случаях, когда это явно не указано в названии полотна, пусть это будет авторская точка зрения.

Начнем мы с вами с весенней картины Андрея Николаевича Шильдера, замечательного пейзажиста, работы которого практически всегда радуют мой глаз, хоть он сам и не был так уверен в них, но ту историю вы, наверное, и так помните, а если нет, то рекомендую освежить воспоминания с помощью моей статьи и выдержек из книги Якова Минченкова о передвижниках:

"В деревне. Оттепель", А.Н. Шильдер.
"В деревне. Оттепель", А.Н. Шильдер.

Судя по всему, тут зиме уже осталось совсем немного: яркое, чистое небо и сильно поредевший снег нам говорят об этом однозначно, на мой взгляд.

А вот о следующем живописце я не то, что вам не рассказывал, я и сам не слышал ничего о нем, пока не нашел репродукцию на открытке, а затем и вышел на его работу, замечательно подходящую под рассматриваемый сегодня сюжет. Геворк Захарович Башинджагян (1857-1925), был родом с Кавказа, так что неудивительно, что перед нами единственный в этой публикации горный пейзаж, живописно повествующий нам об оттепели в горной местности:

"Ранняя весна (Оттепель на Кавказе)", Г.З. Башинджагян, 1890. Национальная галерея Армении.
"Ранняя весна (Оттепель на Кавказе)", Г.З. Башинджагян, 1890. Национальная галерея Армении.

Далее мы с вами вместе рассмотрим пейзаж художника наверняка гораздо более знакомого вам - Аполлинария Михайловича Васнецова. Тут, пожалуй, весной действительно еще только "повеяло", но дуновение это слабое и снегов еще растопить нужно немало, не так ли, уважаемые читатели?

"Весной повеяло (Оттепель)", А.М. Васнецов, 1901. Самарский областной художественный музей.
"Весной повеяло (Оттепель)", А.М. Васнецов, 1901. Самарский областной художественный музей.

Следующим живописцем снова будет наш старый знакомый, любитель закатов и корявых деревьев, Юлий Юльевич Клевер. На своих полотнах он частенько изображал, я бы сказал, "подтаявшую" зиму, когда толком и не понять зима это или весна, или вообще, быть может поздняя осень и выпало много первого снега сразу же превратившегося в тяжелую массу... Но из великого множества его полотен (не только благодаря лично его продуктивности, но и, как вы помните, его "фабрике") я выбрал те, которые, на мой взгляд, наиболее подходят под весеннюю оттепель:

"Весенняя пора", Ю.Ю. Клевер, 1908. Частное собрание.
"Весенняя пора", Ю.Ю. Клевер, 1908. Частное собрание.
"Вид на реку Вуокса в Иматре", Ю.Ю. Клевер, 1915. Частное собрание.
"Вид на реку Вуокса в Иматре", Ю.Ю. Клевер, 1915. Частное собрание.

Далее у нас идет еще один частый участник всевозможных пейзажных подборок, выходивших на канале неоднократно - Станислав Юлианович Жуковский и его "весенние" картины, на которых мы видим, что зиме осталось уже совсем немного, это прямо витает в воздухе и каким же нужно быть мастером, чтобы передать это с помощью масляных красок на холсте?

"Ранняя весна", С.Ю. Жуковский, 1911. Частное собрание.
"Ранняя весна", С.Ю. Жуковский, 1911. Частное собрание.
"Весенний бурлящий ручей", С.Ю. Жуковский, 1913. Саратовский художественный музей.
"Весенний бурлящий ручей", С.Ю. Жуковский, 1913. Саратовский художественный музей.

Я прямо-таки слышу журчание этого ручья и вдыхаю чистый воздух стремительно пробуждающейся природы, а у вас не возникло подобных ощущений при взгляде на эти полотна, уважаемые читатели?

Следующим художником у нас будет Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля, ставший академиком живописи еще в царское время, но не "потерявшийся" и в советский период, став в 75-летнем возрасте действительным членом Академии художеств СССР.

"Весенняя оттепель", В.К. Бялыницкий-Бируля. Частное собрание.
"Весенняя оттепель", В.К. Бялыницкий-Бируля. Частное собрание.
"Ранней весной", В.К. Бялыницкий-Бируля, 1912. Волгоградский музей изобразительных искусств.
"Ранней весной", В.К. Бялыницкий-Бируля, 1912. Волгоградский музей изобразительных искусств.

Далее мы вместе с вами посмотрим на работы гораздо менее известного художника, а, возможно, для кого-то из вас он вообще станет настоящим открытием. Речь идет о Владимире Николаевиче Федоровиче (1871-1928) и сведения о нем крайне скудны, хотя очень жаль, ведь судя по тем работам, что видел я, о нем стоило бы написать отдельную публикацию. Отмечу, что одним из его учителей был Александр Киселев и, на мой взгляд, влияние учителя заметно, особенно если говорить о первой из представленных работ:

"Начало весны", В.Н. Федорович, 1905. Частное собрание.
"Начало весны", В.Н. Федорович, 1905. Частное собрание.
"Весенняя оттепель", В.Н. Федорович, 1919. Частное собрание.
"Весенняя оттепель", В.Н. Федорович, 1919. Частное собрание.

Художником завершающим мой сегодняшний рассказ будет Константин Александрович Вещилов и его работы не так уж давно были представлены на канале, когда мы с вами рассматривали деревенские зимние виды. Полотна хоть и не датированы, но судя по подписи "C.Westchiloff" относятся уже к тому периоду творчества живописца, когда он навсегда покинул родину, перебравшись сначала во Францию, а потом и за океан, в США. Однако же и после этого Вещилов не переставал писать российские пейзажные виды, мне почему-то кажется, что перед нами как раз-таки такие примеры:

"Весенняя оттепель", К.А. Вещилов. Частное собрание.
"Весенняя оттепель", К.А. Вещилов. Частное собрание.
"Оттепель", К.А. Вещилов. Частное собрание.
"Оттепель", К.А. Вещилов. Частное собрание.

Надеюсь, вам было интересно рассматривать эти картины вместе со мной сегодня. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь (на ТГ-канал тоже), а если есть мнение, которым вы хотите поделиться - пишите в комментариях.