Найти тему
История живописи

"Зима. Что делать нам в деревне?" на картинах русских художников

Продолжим сегодня зимние сюжеты, коих в этом сезоне у нас уже немало набралось, как, возможно, вы помните. А если нет, то для вас публикую несколько ссылок прошлых тематических статей:

В этот раз, как вы это уже поняли из названия статьи, у нас будут деревенские зимние пейзажи с заснеженными избами, хатами, околицами, темнеющими сельскими дорогами и, конечно же, деревенскими жителями.

Начнем мы с нескольких работ Алексея Кондратьевича Саврасова. На первой из них мы видим причудливые ветви поникших берез, да и на остальных картинах тоже, я бы сказал, виды достаточно печальные и меланхоличные, а как кажется вам, уважаемые читатели?

"Зима", А.К. Саврасов, начало 1870-х. Николаевский художественный музей.
"Зима", А.К. Саврасов, начало 1870-х. Николаевский художественный музей.
"Зима", А.К. Саврасов. Тамбовская областная картинная галерея.
"Зима", А.К. Саврасов. Тамбовская областная картинная галерея.
"Зима", А.К. Саврасов, 1880-1890-е. Вологодская областная картинная галерея.
"Зима", А.К. Саврасов, 1880-1890-е. Вологодская областная картинная галерея.

Быть может, только на последней картине свет от восходящего (или заходящего?) солнца создает все-таки несколько иное настроение, так сказать, более настраивающее на позитивный лад. Как всегда, призываю вас поделиться со всеми нами вашими ассоциациями при виде данных полотен, а мы тем временем продолжим.

И продолжим мы работами самого известного ученика Саврасова, которому тот явно передал или выпестовал ту самую лиричность, о которой всегда упоминают, когда рассказывают о Исааке Ильиче Левитане. Например, подобные суждения можно встретить в воспоминаниях однокашника художника, Константина Коровина:

Левитан всегда искал “мотива и настроения”, у него что-то было от литературы — брошенная усадьба, заколоченные ставни, кладбище, потухающая грусть заката, одинокая изба у дороги, но он не подчеркивал в своей прекрасной живописи этой литературщины.
"Деревня. Зима", И.И. Левитан, 1877-1878. Тульский областной художественный музей.
"Деревня. Зима", И.И. Левитан, 1877-1878. Тульский областной художественный музей.
"Зимний день", И.И. Левитан, 1880-е. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Зимний день", И.И. Левитан, 1880-е. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Деревня в снегу", И.И. Левитан, 1880-е. Частное собрание.
"Деревня в снегу", И.И. Левитан, 1880-е. Частное собрание.

Последняя из картин не так давно уже была представлена на канале отдельной заметкой, но так как теперь этот тип публикаций (речь идет о постах) Дзен практически не показывает, то я решил продублировать ее здесь, потому как, на мой взгляд, картина заслуживает вашего внимания, ибо она исполнена на высоком уровне, но не особо известна, ведь находится в частных руках.

Далее мы с вами ненадолго переместимся на юг Российской империи, где избы сменятся хатами с характерными очертаниями, которые наверняка знакомы многим из вас (хотя бы по иллюстрациям к произведениям Гоголя):

"Ловят снегиря", С.И. Васильковский, 1890-е. Харьковский художественный музей.
"Ловят снегиря", С.И. Васильковский, 1890-е. Харьковский художественный музей.
"Морозный день", С.И. Васильковский. Харьковский художественный музей.
"Морозный день", С.И. Васильковский. Харьковский художественный музей.
"Зимний пейзаж", С.И. Васильковский, 1900-е. Киевская картинная галерея.
"Зимний пейзаж", С.И. Васильковский, 1900-е. Киевская картинная галерея.

Автор этих работ - Сергей Иванович Васильковский, и ему подобные виды были знакомы не понаслышке, ведь сам он был родом из Харьковской губернии, где и прожил большую часть своей жизни, хотя долгое время учился в петербургской Академии художеств, а по ее окончании отправился в "пенсионерскую" (напоминаю, что речь не о современном значении этого слова) поездку за границу.

Далее мы с вами переместимся севернее Среднерусской возвышенности, и окинем взором привычные для многих из вас деревенские зимние пейзажи Станислава Юлиановича Жуковского. Вообще, некоторые современники называли его "певцом русской усадьбы" и действительно, в его творческом наследии гораздо больше различных усадебных видов, как интерьерных, так и пейзажных. Но и картины с сельскими видами тоже имеются, хоть и не такое большое количество:

"Синий снег. Весна", С.Ю. Жуковский, 1899. Третьяковская галерея, Москва.
"Синий снег. Весна", С.Ю. Жуковский, 1899. Третьяковская галерея, Москва.
"Плотина", С.Ю. Жуковский, 1909. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Плотина", С.Ю. Жуковский, 1909. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Зимний вечер", С.Ю. Жуковский, 1930-е. Частное собрание.
"Зимний вечер", С.Ю. Жуковский, 1930-е. Частное собрание.

Хоть две из представленных картин и относятся условно к "весенним" полотнам, но, на мой взгляд, до настоящей весны там еще достаточно далеко, впрочем, если вам кажется иначе, то вы всегда можете высказать это в комментариях.

Следующим художником в нашей сегодняшней коллекции будет Константин Александрович Вещилов и его деревенские виды. Отмечу, что первая из представленных картин встречается в его творческом наследии в нескольких вариациях композиции, но с неизменным присутствием церкви и небольшого села (деревня от села ведь отличалась именно отсутствием храма) на берегу реки.

"Возок XVII века", К.А. Вещилов, 1900-е. Музей-заповедник "Ростовский Кремль".
"Возок XVII века", К.А. Вещилов, 1900-е. Музей-заповедник "Ростовский Кремль".
"Зимний пейзаж", К.А. Вещилов, 1917. Нижегородский  художественный музей.
"Зимний пейзаж", К.А. Вещилов, 1917. Нижегородский художественный музей.
"Русская деревня", К.А. Вещилов, 1922.
"Русская деревня", К.А. Вещилов, 1922.

Любопытно, что кроме живописи художник еще сильно увлекался историей, причем настолько серьезно, что он даже закончил петербургский Археологический институт, так что его историческим жанровым полотнам точно можно доверять, по крайней мере мне так представляется.

Завершать же мой рассказ я буду художником, которого роднит с Вещиловым (кроме имени) одна деталь биографии - он тоже в 20-х годах XX века эмигрировал из России, но поселился не в США, а в Германии. Речь идет о Константине Ивановиче Горбатове и его провинциальных работах:

"Деревня в сумерках зимой", К.И. Горбатов. Частное собрание.
"Деревня в сумерках зимой", К.И. Горбатов. Частное собрание.
Зима (Зимний мотив), К.И. Горбатов, 1910. Художественный музей Алтайского края, Барнаул.
Зима (Зимний мотив), К.И. Горбатов, 1910. Художественный музей Алтайского края, Барнаул.
"Зимний пейзаж", К.И. Горбатов, 1922. Третьяковская галерея, Москва.
"Зимний пейзаж", К.И. Горбатов, 1922. Третьяковская галерея, Москва.

В Европе его импрессионистские работы долгое время пользовались большой популярностью, но вот на родине его предпочли забыть. А зря, как мне кажется, ведь его работы показались мне весьма интересными. Ваше же видение снова призываю вас высказать в комментариях, ведь общение с подписчиками всегда интересно для меня, как для автора.

Спасибо за прочтение, ставьте лайки и подписывайтесь (на ТГ-канал тоже), чтобы не пропустить новые публикации на канале "История живописи".