Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 23 ноября в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1708 год. Анафема гетману Мазепе
Анафеме православная церковь предала украинского гетмана Ивана Мазепу за его переход на сторону шведского короля Карла XII во время Северной войны.
По окончании церковного ритуала была проведена символическая казнь изменника. Одетое в гетманский кафтан чучело было вынесено на площадь, после чего над ним зачитали смертный приговор и разорвали все жалованные Мазепе грамоты: на гетманство, чин действительного тайного советника, получение ордена святого апостола Андрея Первозванного, который тут же был с чучела сорван. Процедуру проводили высшие российские должностные лица во главе с князем Александром Меньшиковым. Затем куклу долго таскали на веревке по улицам и каждый встречный имел возможность пнуть поганца, получив за это рюмку водки. Наконец изодранное чучело передали палачу, и тот вздернул его на виселице.
Между тем живой Мазепа после разгромной для шведов Полтавской битвы сбежал вместе с Карлом XII в турецкие владения. Петру очень хотелось заполучить изменника в свои руки, и он сильно досадовал, когда при переправе через Днепр русскому войску не удалось его схватить. Петр предлагал турецкому великому муфтию 300 тыс. талеров за то, чтобы тот силой своего духовного значения сумел убедить султана выдать изменника. Однако под давлением шведского короля и иностранных дипломатов султан объявил Мазепу неприкосновенным гостем.
По поручению Петра для гетмана изготовили пятикилограммовый орден Иуды из чистого серебра. Русский царь не оставлял надежды лично вручить «награду» изменнику. Не довелось. Вскоре пришло известие о смерти предателя. После разгрома шведов под Полтавой Мазепа не прожил и трех месяцев.
Отчего он умер — загадка. Однозначного ответа нет, а версий много. Согласно одной из них, Мазепа был «буквально заеден вшами». Валентин Пикуль так описал бесславный конец ясновельможного гетмана: «Мазепа выл и скребся, отряхивал вшей горстями, но они возникали вновь с такой непостижимой быстротой, будто организм старца сам порождал эту нечисть». И его поклонников вряд ли утешили сказанные по смерти гетмана слова Карла XII: «Достойная смерть великого человека! Вши заели и римского диктатора Суллу, они загрызли иудейского царя Ирода, а испанского короля Филиппа Второго вши не покинули даже в гробу…»
Имя Мазепы-изменника стало нарицательным. И дореволюционные, и советские, и современные историки едины в том, что гетман совершил тяжелейший проступок как в моральном, так и в военно-политическом плане, поставив русскую армию на грань поражения от шведов.
1917 год. Совнарком издает декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов
Таким образом была упразднена система, основанная на введенном еще Петром I в 1722 г. «Табеле о рангах». Отныне все жители страны официально стали именоваться гражданами. Этим же декретом были упразднены царские ордена и медали. К концу 1917 г. завершилась ликвидация титулов, мундиров и орденов императорской России, просуществовавших более двух столетий.
Позднее Ленин не без гордости замечал: «Мы выкинули вон всю монархическую нечисть, как никто, как никогда. Мы не оставили камня на камне, кирпича на кирпиче в вековом здании сословности (самые передовые страны, вроде Англии, Франции, Германии, до сих пор не отделались от следов сословности!)».
Покончив с сословиями и гражданскими чинами, советская власть официально установила классовое деление общества и перешла на принцип классового неравенства. Дворяне, царские чиновники, духовенство объявлялись контрреволюционными элементами. Была введена формулировка «социальное происхождение». Так, бывшие дворяне были ограничены в правах: их лишили избирательных прав — они стали так называемыми лишенцами. Причем это распространялось и на членов их семей. Лишенцы не могли занимать высокие должности, не имели права получать пенсию и пособие по безработице. Им не выдавались продуктовые карточки, а если и выдавались, то по самой низшей категории.
1955 год. В СССР снова разрешены аборты
Они были запрещены с 27 июня 1936 г. в целях повышения рождаемости. Нарушившие запрет подвергались уголовной ответственности.
Часть писателей и поэтов, рожденных в период действия запрета на аборты — с 1936 по 1955 г. — охотно обыгрывали эту тему, находя оптимистический и даже трагикомический смысл в самом своем появлении на свет. Вспомним хотя бы знаменитую «Балладу о детстве» Высоцкого, родившегося, как известно, в 1938-м. Ведь это на сталинский указ о запрете абортов намекает Владимир Семенович, когда говорит, что благодаря ему получил свободу, то есть появился на свет… Хотя если быть до конца точным, аборты были запрещены не указом, а постановлением ЦИК и Совнаркома.
Хрущевская оттепель привела к немыслимому росту числа подпольных операций, поэтому аборты снова разрешили. Советские женщины прибегали к ним так часто, что СССР вышел на первое место по числу абортов на 1 000 женщин детородного возраста — порядка 120. К середине 1960 г. была достигнута максимальная в истории страны отметка — семь миллионов абортов в год.
1970 год. Публикация воспоминаний Хрущева в США
Фото ТАСС
Никита Хрущев, возглавлявший СССР с 1953 по 1964 г., после вынужденной отставки жил, по его же словам, «жизнью пенсионера». Власти предали его забвению, а 75-летие бывшего руководителя в 1969 г. полностью проигнорировали. На досуге Никита Сергеевич предавался размышлениям и надиктовывал воспоминания. Они-то и пробудили моментальный интерес к его забытой персоне у компетентных органов.
Хрущева вызвали в ЦК КПСС и провели достаточно жесткую беседу. Суть ее сводилась к тому, что государственному мужу, даже в отставке, не к лицу поминать прошлое, да к тому же письменно. Мол, кто старое помянет…
И повод для беседы, и в особенности бесцеремонный тон, в котором с ним говорили, были для бывшего всевластного правителя в высшей степени унизительны. Домой Хрущев вернулся подавленным и некоторое время пребывал в тяжелой депрессии.
А ноябре 1970 г. грянул гром: американский журнал Life начал печатать воспоминания Хрущева с продолжением. Получается, ослушался! В преамбуле к мемуарам говорилось, что рукописного текста у редакции нет, но есть магнитофонные ленты, запись с которых снял и перевел некий 23-летний выпускник русского отделения Йельского университета Строуб Тэлбот. Вслед за американским Life хрущевские материалы появились в английской Times, французской France Soir, немецком Stern.
По требованию партийного руководства Хрущев вынужден был подписать заявление, осуждавшее публикацию мемуаров за рубежом. Впрочем, когда из Вашингтона доставили опубликованные материалы и выполнили в ЦК обратный перевод на русский, выяснилось, что ни про кого из ныне находящихся при власти там речи не идет. Ничего не было сказано и об обстоятельствах отставки Хрущева. Все сразу успокоились. А Брежнев даже немного обиделся за такое невнимание к собственной персоне.
О Хрущеве вновь забыли. Через год он скончался от сердечного приступа. Его мемуары впервые были опубликованы в СССР только в годы перестройки.
1976 год. Человек впервые достигает стометровой глубины на задержке дыхания
Это феноменальное достижение записал на свой счет французский исследователь-океанолог и многократный чемпион мира по фридайвингу Жак Майоль. Вблизи итальянского острова Монтекристо в Тирренском море он первым в мире без специального снаряжения, с запасом воздуха только на один вдох погрузился на глубину 100 м.
Позднее Майоль скажет, что самым важным для него в этом научном эксперименте было не установление рекорда, а то, что ему удалось доказать: человек обладает такими способностями, о которых сам и не догадывается. При определенной тренировке он может погружаться в, казалось бы, совершенно запретные для него зоны подводного мира. Основной причиной, мешающей человеку проникать в гидрокосмос, является давление толщи воды. На стометровой глубине оно составляет одиннадцать атмосфер! Другими словами, одиннадцать килограммов давят на каждый квадратный сантиметр поверхности тела.
Экстраординарные способности француза не раз ставили в тупик медиков. Во время погружения под воду его пульс достигал 20 ударов в минуту, что обычно провоцирует обморок. Жака Майоля по праву называли «человеком-амфибией». В 1986 г. свет увидела его автобиографическая повесть «Человек-дельфин», а через три года роман «Десять морских королей». Дружба и соперничество Жака Майоля с итальянским ныряльщиком Энцо Майоркой вдохновили кинорежиссера Люка Бессона на создание фильма «Голубая бездна», вышедшего в 1988 г.
Смотрите также: