Найти в Дзене

Серебряный век русской живописи.

Когда мы говорим о Серебряном веке в нашем культурном наследии, то очень часто подразумеваем литературу, а точнее -- поэзию. В юности я очень увлекалась поэзией этого периода, зачитывалась Цветаевой и Гумилевым. Но сегодня мне хочется обратиться к живописи этого времени, так как она тоже достойна нашего внимания. И, возможно, вы увидите работы признанных мастеров, которые не известны вам, или откроете для себя незнакомые имена.

Серебряным веком в русской культуре называют период с конца 19 века до событий 1917 года. Нельзя назвать четких дат и границ. Философ Бердяев называл это время русским культурным Ренессансом.

Все изображения взяты из открытых источников в интернете.

С. Виноградов. Сад. 1910 г.
С. Виноградов. Сад. 1910 г.

Эстетическим идеалом Серебряного века признавался синтез искусств, основанный на тесном творческом взаимодействии талантливейших людей эпохи. Художники вдохновлялись музыкой, поэзией, музыканты -- живописью, архитектурой, а поэты вспоминали удивительные картины и музыкальные произведения своих единомышленников.

С. Судейкин.Прогулка маркизы на остров любви. 1907-09 гг.
С. Судейкин.Прогулка маркизы на остров любви. 1907-09 гг.

В этот период русское искусство становится более независимым от Запада, появляются десятки замечательных художников, которые организуют новые сообщества. Так, из маленького кружка в Санкт-Петербурге вырастает большое объединение Мир искусства, идейным вдохновителем которого был А. Бенуа. Членами его были К. Сомов, Л. Бакст, Е. Лансере, позже -- М. Добужинский, И. Грабарь, Б. Кустодиев, А. Головин. Их любимым девизом была знакомая всем фраза "Красота спасет мир". Общей особенностью художников этой группы в творчестве был ретроспективизм. Бенуа, например, писал серии "Версалей" Кэпохи Людовика 14-го, Сомов -- миленьких жеманниц эпохи рококо. Н. Рерих (который стал руководителем объединения после 1910 г.) любил и воплощал в творчестве тему Древней Руси.

А. Бенуа. Версаль. Трианон. 1906 г.
А. Бенуа. Версаль. Трианон. 1906 г.
К. Сомов. Влюбленные. Вечер. 1910 г.
К. Сомов. Влюбленные. Вечер. 1910 г.
Н. Рерих. Заморские гости 1902 г.
Н. Рерих. Заморские гости 1902 г.
Е. Лансере. Натюрморт. Раковина и яблоки. 1917 г.
Е. Лансере. Натюрморт. Раковина и яблоки. 1917 г.

В Москве в самом начале 20-го века (1903 год) возник Союз русских художников, яркими представителями которого были К. Юон, А. Архипов, А. Рылов, И. Грабарь. Стиль этих художников соединял традиции реализма передвижников с опытом импрессионистов в передаче воздуха и света. Использовали лучшее. Жанровая живопись и пейзаж -- вот предпочтения художников этой группы.

А. Рылов. Березы. 1916 г.
А. Рылов. Березы. 1916 г.
И. Грабарь. Яблоки. 1905 г.
И. Грабарь. Яблоки. 1905 г.
К. Юон. Закат на Волге. 1911 г.
К. Юон. Закат на Волге. 1911 г.

В эпоху Серебряного века не только художники столиц были в активном поиске. Провинция тоже всколыхнулась. Так, в Саратове в начале 20-го века сложилась школа живописи во главе с В. Борисовым-Мусатовым. В 1907 г. в Москве художники представили свои работы на выставке "Голубая роза" ( и называться объединение стало так же). Это были работы П. Кузнецова, С. Судейкина, Н. Сапунова, М. Сарьяна и др.). Художники-символисты во главе с Борисовым-Мусатовым главную задачу своего творчества определили как погружение в мир тонких чувств и неуловимых ощущений, которые не объяснить словами, но можно воплотить на холсте.

В. Борисов-Мусатов. Женщина в голубом платье. 1905 г.
В. Борисов-Мусатов. Женщина в голубом платье. 1905 г.
Н. Сапунов. Розы.
Н. Сапунов. Розы.
М. Сарьян. У моря. Сфинкс. 1908 г.
М. Сарьян. У моря. Сфинкс. 1908 г.

В 1910/11 гг. возникло еще одно объединение, просуществовавшее до 1916-го. "Бубновый валет". В него вошли известные, маститые художники: П. Кончаловский, И. Машков, А. Куприн, А. Лентулов, Р. Фальк. Для них в творчестве во главу угла поставлен предмет, а не пространство. Поэтому и излюбленным их жанром стал натюрморт.

П. Кончаловский. Натюрморт с пионами в вазе. 1910 г.
П. Кончаловский. Натюрморт с пионами в вазе. 1910 г.
А. Лентулов. Пейзаж с белой лошадью. 1918 г.
А. Лентулов. Пейзаж с белой лошадью. 1918 г.
Р. Фальк.Базар в Костроме. 1909 г.
Р. Фальк.Базар в Костроме. 1909 г.

Время Серебряного века -- это время гармонии противоположностей, единство старого и нового, уходящего и грядущего.