Этот бюст был создан в самом начале творческой карьеры итальянского скульптора эпохи барокко Джованни-Лоренцо Бернини (годы жизни 1598-1680), когда ему был всего лишь двадцать один год. Бюст изображает собой кричащее лицо мужчины, его черты искажены диким выражением ужаса или даже агонии.
Это произведение искусства было заказано вместе с другим бюстом под названием «Блаженная Душа», на котором изображается молодая красивая женщина, смотрящая куда-то вверх в блаженной неге. Собранные вместе, эти скульптуры сопоставляют двойственность человеческих эмоций – противоположные спектры между благословением и проклятием. Поскольку этот мужчина смотрит вниз, в сторону Ада, девушка изображена с взглядом, обращённым непосредственно к Богу.
Некоторые считают, что работа «Проклятая Душа» – это автопортрет Бернини, смотревшегося в момент её создания в зеркало, и предполагается, что он даже порезал себе руку, дабы придать собственному лицу выражение агонии. Хотя эти творения и были созданы в начале карьеры Бернини, они объединили в себе множество элементов, которые так и останутся во всех будущих работах творца, такие как религиозное спасение, сильные человеческие эмоции и технические навыки чувственного изображения человеческого тела.
Данное драматическое изображение плоти также было абсолютно новым в художественном искусстве той поры, в отличие от предыдущего стиля маньеризма, в котором зачастую пытались воссоздать древнеримские и греческие традиции. Но, несмотря на это, Бернини и некоторые другие именитые художники эпохи барокко, такие как Караваджо (годы жизни 1571-1610) и Питер-Пауль Рубенс (годы жизни 1577-1640), проложили путь к новому способу изображения человеческого тела с новым же акцентом на чувственность.
- Художник – Джованни-Лоренцо Бернини
- Название – «Проклятая Душа»
- Год создания – 1619
- Высота – 38 сантиметров
- Материал – Мрамор
- Место нахождения – Дворец Испании (Рим, Италия)