Гражданская война в полной мере опалила своим огнем Екатеринодар. Власть на юге России менялась с пугающей частотой: 1 марта 1918 в город пришли красные, 17 августа 1918 - белые. Парадокс: оба раза это происходило почти без боевых столкновений.
Власть в Екатеринодаре не раз переходила от белых к красным, от красных к белым. Бывало и так, что в одной части города правили белые, в другой — красные. Нелегко ориентироваться в такой обстановке. В один из периодов двоевластья Маршак написал стихотворение «Два комиссара»:
…Жили-были два «наркома»,
Кто не слышал их имен?
Звали первого Ерема,
А второго — Соломон.
Оба правили сурово,
Не боясь жестоких мер.
У того и у другого
Был в кармане револьвер.
Красовались в их петлице
Бутоньерки из гвоздик,
И возил их по столице
Колоссальный броневик.
Угрожая, негодуя,
Оба в пламенных речах
На московского буржуя
Наводили жуть и страх.
До революции Кубань жила относительно спокойной жизнью. Небольшие турлучные хатки у казаков, чуть получше домишки у атаманов.
Революционные события 1917 г. поначалу практически не затронули население Кубани. Во всех станицах сохранилась прежняя власть и лишь в городах приступили к формированию комитетов и Советов. Поскольку большинство населения области состояло из казаков, никогда не считавших себя обездоленными или бедными, то особой радости от установления власти большевиков, они не испытывали.
Вернувшиеся с фронтов Первой мировой казаки не желали больше воевать, потому «мир любой ценой» был для них делом более привлекательным. Среди казаков был популярен «нейтралитет»: что белые, что красные хотят использовать казаков в своей войне. А примыкать они ни к кому не хотели. "Мы сами по себе" - вот примерно такой был из лозунг.
В январе 1918 году на Кубани было провозглашено независимое государство — Кубанская народная республика. Это было продолжение процессов, последовавших после падения Российской империи. "Парад суверенитетов" был в самом разгаре…
Правда, правительство этой "республики" поначалу не обладало способностями влиять на текущие события. Рядовые казаки в массе своей к провозглашению "независимой республики" отнеслись спокойно, скорее даже равнодушно. Во всякой случае пополнять ряды вооруженных сил "республики" они не стремились.
А нужда в вооруженной поддержке была, и очень большая. Дело в том, что в это время в Причерноморье и на Кубани активную деятельность развернули большевики. И уже 1 марта 1918 года отряды Красной гвардии заняли "столицу" Кубанской народной республики - город Екатеринодар. И завертелись кровавые жернова братоубийственной войны...
В годы Гражданской войны казачество разделилось: часть- на стороне белых, часть - на стороне красных, а часть - сам по себе. Однако уже к середине лета 1918 года в настроении казаков наступил существенный перелом. Его причиной стала противоречившая их интересам политика, проводимая большевиками: изъятие и дележ, принадлежащей зажиточным казакам земли и пр.
Противостоящая большевикам Кубанская Рада заключила против них союз с Добровольческой армией генерала Корнилова (после его смерти — с Деникиным).
Как оказалось, впоследствии этот выбор стал причиной многих конфликтов и противоречий, возникавших между кубанскими лидерами и белогвардейским командованием. Деникин желал полного подчинения Кубанского казачества, а Атаманы Кубани наоборот желали автономии в совместной борьбе с большевизмом.
Кубанская Рада как и раньше заявляла о неприятии как большевизма, так и белого гнета Монархизма Деникина. Таким образом, едва сложившийся союз начал вскоре разваливаться.
В феврале 1920-го года ослабленная внутренними разногласиями белая армия Деникина начала тотальное отступление. Однако Деникин все равно настаивал на жестком порядке, поддерживаемом репрессиями. Неудивительно что Кубанские казачества начали говорить о выдворении Деникина с территории казаков, однако понимая свое более слабое положение все же многие нашли выход в переходе на сторону Красной Армии Советской России.
Впоследствии, уже в эмиграции, многие мемуаристы ставили Деникину в вину, что он не сумел после освобождения Екатеринодара обеспечить своей армии стабильный тыл, и вместо того, чтобы назначить кубанцам наказного атамана, предпочёл сотрудничать с действующим кубанским правительством. Такие критики не учитывали многого, прежде всего - настроений казаков. Начав наступление на их права, Деникин рисковал восстановить казачество против себя, поэтому приходилось сотрудничать с теми казачьими властями, которые имелись. Дальнейший ход боевых действий подтвердил правоту Деникина.
Окончательный разрыв между вчерашними союзниками наступил после инцидента, происшедшего 19 июня 1919 года на Южнорусской конференции в Ростове. 13-го июня 1919-го года глава Кубанской Рады - Николай Рябовол - после резкой критики Деникина был застрелен в холле отеля "Палас" сотрудником деникинского спецотряда. Кубанские казаки стали покидать общую армию, что позже станет фатальным для армии Деникина.
Этот инцидент чрезвычайно возмутил кубанцев. Казаки, влившиеся прежде в ряды Добровольческой армии и составлявшие к тому времени 69% её личного состава, стали массовым порядком покидать свои части. Этот процесс шёл столь интенсивно, что через 3 месяца в деникинских войсках их осталось менее 10%. А это, в свою очередь, стало одной из причин поражения белых. Да и Кубанская народная республика тоже долго не продержалась.
3-го марта 1920-го года Красная Армия начала наступление на Кубанский Край. Через 2 недели 17-го марта 1920-го года красногвардейцами была взята столица — Екатеринодар. Кубанская власть была полностью потеряна, формально с этого периода государство перестает существовать.
В Краснодаре находится один из старейших монументов - памятный знак, установленный на месте гибели Героя Гражданской войны С.П. Захарова. Он располагается на улице, которая также носит имя красноармейца. На стене написаны слова: «Здесь 17 марта 1920 года в боях с белогвардейцами за город Екатеринодар геройски погиб командир 22-й дивизии Захаров Сергей Парменович». Памятник является объектом культурного наследия регионального значения.
Сергей Парменович Захаров – командир Красной армии, соратник В. И. Чапаева, кавалер ордена Красного Знамени. Во время боев за Екатеринодар 17 марта 1920 года был тяжело ранен, пленен белогвардейцами и расстрелян.
В память о тех кровавых событиях в наши дни установлен "памятник Примирения", где красноармейцы и белоказаки неуверенно протягивают друг другу руки: