Найти тему

Зачем учиться в школе

Ну, не помню я, чтобы в течение моих школьных лет мне приходилось обращаться за помощью к родителям при выполнении домашнего задания. Родители весь день на работе, ни компьютеров, ни интернета ещё и в помине не было. Но была ответственность и понимание, что надеяться нужно только на себя или толкового одноклассника, у которого можно проконсультироваться по телефону.

В старших классах в середине 90-х годов, мама из любопытства, открывая мой учебник "Алгебра и начала анализа", дивилась моим способностям решать такие задания. Лет через 10 после окончания школы, взяв в руки этот же учебник, я тоже удивлялась своим "математическим" способностям, которые неукоснительно улетучивались, чем больше времени проходило с "последнего звонка".

Жизнь моя сложилась таким образом, что знания в решении тригонометрических уравнений мне не пригодились. Оттого мне сложнее было убеждать своих детей и учеников для чего им нужны эти школьные знания. Знания, которые не всегда могут пригодиться в жизни. Сложно убеждать окружающих в том, во что сам веришь отчасти. Но детям об этом знать не нужно!

Поэтому с энтузиазмом и воодушевлением приводила следующие аргументы:

  • школа способствует формированию гармонично развитой личности, даёт знания во многих научных областях, расширяет кругозор;
  • выявляются способности учеников в различных предметных и творческих сферах (на уроках ИЗО, возможно, проявятся художественные способности будущего Куинджи), ученики определяются с областями интересов, учатся в профильных классах, у некоторого процента учащихся происходит профессиональное самоопределение;
  • любая задача запускает мыслительные процессы. Советский и российский психолог А.В.Петровский писал: "Необходимость в мышлении возникает прежде всего тогда, когда в ходе жизни и практики перед человеком появляются новая цель, новая проблема, новые обстоятельства и условия деятельности... С помощью умственной деятельности, берущей начало в проблемной ситуации, и удаётся создать, открыть, найти, изобрести новые способы и средства достижения целей и удовлетворения потребностей". Выполняя задание, в работу включаются все психические процессы (познавательные, например, мышление, память, внимание, восприятие; эмоциональные, например, чувства, эмоции; например, постановка цели), то есть происходит развитие;
  • успешно пройти ГИА (Государственную итоговую аттестацию) в 9 и 11 классах, чтобы начать обучение в образовательном учреждении для получения профессии, которая будет приносить удовольствие и финансовую независимость;
  • происходит социализация детей в ученическом коллективе, приобретается опыт общения со сверстниками и взрослыми.

Если спросить ученика из любого класса хотел бы он завтра оказаться выпускником, то большинство ответит "да".

А вот вчерашние школьники уже на "последнем звонке" испытывают ностальгические чувства о быстротечности и невозвратимости школьных лет...

Автор: Наталья Гасс