Найти тему
Гарвекс Медиа

Что будет с частными заправками и ценами на бензин?

Оглавление
Начнём наше мини-исследование АЗС — непременных спутников многострадальных российских дорог. Только представьте себе весь транспорт, который движется по нашим автострадам: от личного до полновесных грузовиков, сотни тысяч железных коней! Почти все они, как бы ни было банально, нуждаются в топливе. И даже если у Вас никогда не было машины, Вы вполне себе можете представить процесс заправки автомобиля. А остальные детали сейчас расскажем.

Крупные игроки

Какие сети АЗС являются самыми крупными в России? Здесь никакой сенсации не будет. Вот список лидеров по убыванию: Роснефть, Лукойл, Газпромнефть, Татнефть, Башнефть, Газпром, Сургутнефтегаз. Для понимания масштабов: если у Роснефти более 3000 заправок, то у Сургутнефтегаза из конца ТОП-7 нашего списка — чуть больше 300.

Фото: azsgazprom.ru
Фото: azsgazprom.ru

Региональные особенности

У всех сетей есть своя строгая региональная принадлежность. Это скорее связано с местом производства и историческим расширением, чем конкурентной борьбой.

-2

Автомобили и топливо

Сколько же автомобилей на дорогах России? И какой объём топлива они потребляют? Ответы на эти вопросы помогут нам лучше понять спрос на горючее. Вроде очевидно, что транспорт — это одна из движущих сил экономики (именно во всех смыслах), но вот хотелось бы как-то это представить.

На 1 января 2023 года в отечественном автомобильном парке около 55 870 000 экземпляров машин (по данным АВТОСТАТА). Более 81% от этого числа приходится на легковушки. На втором месте лёгкие коммерческие автомобили, занимающие в российском автопарке долю в почти 8%. Немного уступают им грузовики — их на дорогах 7%.

Факт: в России условно каждую секунду в баки автотранспорта заливается примерно 20 литров горючего разного качества.

По результатам многочисленных опросов автолюбителей выяснилось, что в предпочтениях между частными или сетевыми АЗС явного лидера не наблюдается. Обычно автомобилисты пользуются услугами «проверенных» АЗС. Проверяли, конечно, сами, личным авто. При том это могут быть заправки разных компаний, включая частные. Единственное исключение: когда водители выезжают из своего региона, то предпочитают пользоваться АЗС «своей» компании или той, под брендом которой чаще всего заправлялись дома.

Нефтяная держава

Из чего складывается цена топлива и когда этот беспредел с повышением цен на бензин закончится? Ответим сразу — никогда. Во всяком случае, не в ближайшее время.

Кстати, ещё в этом контексте принято вспоминать про то, что Россия — нефтяная держава, а цены на бензин практически мировые. И чтобы понять, в чём дело, следует посмотреть на картинку, где укрупненно воссоздано формирование стоимости топлива.

Источник: Аналитический центр при Правительстве РФ
Источник: Аналитический центр при Правительстве РФ

Обратите внимание, насколько ничтожно мал вклад того, что мы нефтяная держава.

Да, конечно, есть естественные причины: например, климатические, большие расстояния, худшие условия добычи, но всё же, как мы видим, цена складывается из других составляющих. И судя по графику, низкой она никогда не будет. Во всяком случае при нынешнем подходе.

Единственный путь удешевления топлива — убрать налоговую нагрузку, получается, аж на 71%. Но тогда сократится не только стоимость ГСМ, но и количество олигархов в стране. А это уже, как говорится, другая история — политическая.

Потому мы вернемся к нашему главному вопросу — частных АЗС. Как они переживают период подорожания бензина и смену сезона?

Больше новостей в нашем телеграм-канале📩

Частники — рынка участники? Или уже нет...

Именно этой осенью (прошлые кризисы уже в прошлом и сравнивать их мы не будем) оказалось полностью ощутимым влияние роста цен на топливных рынках. Если в конце лета из-за относительно сложной логистики продавалось горючее, купленное ещё в начале лета по более низкой цене, то с наступлением осени у частных АЗС этот ресурс закончился, и они начали терпеть убытки.

Напомним, что между закупкой топлива на бирже и его фактической доставкой потребителю проходит определённое время: после заключения сделки с нефтеперерабатывающим предприятием купленный товар сначала обрабатывается, как правило, на том же предприятии. Потом — топливо в течение двух-трёх недель везут по железной дороге до нужного хранилища нефтепродуктов. Кстати, не всегда они расположены рядом с железнодорожными путями. Далее топливо перераспределяют и уже цистернами доставляют до АЗС. Весь цикл от покупки топлива на бирже до его заправки в бак вашего автомобиля проходит за два с лишним месяца.

И именно осенью закупленное в начале лета относительно дешёвое топливо закончилось. Сдерживать цены частные АЗС по понятным причинам не могут, но даже, если бы и рискнули на такой шаг, то он бы ничего, кроме убытка, не принёс, учитывая, что основные игроки, которых мы обозначили в начале статьи, всё больше «монополизируют» рынок: сначала из-за ухода иностранных компаний, а теперь они явно не прочь разделить между собой и частников...

-4

К сожалению, тенденция «монополизации» рынка основными игроками только усилится. Например, сейчас этот процесс продолжается уже за счёт терпящих убытки частных АЗС. А учитывая, как мы показали выше, что помимо крупной доли на топливном рынке, у ведущих компаний есть свои регионы, где их сегмент по естественным причинам ещё больше, то справиться с такой ситуацией без государственного регулирования будет практически невозможно. У частных АЗС нет ни единого для этого инструмента, даже если у них будет эталонное по качеству топливо. А как Вы знаете, при монопольном управлении основные ресурсы тратятся на удержание рынка, а не на повышения качества, которого ввиду отсутствия конкурентов, рынок не требует. Поэтому, как бы частник не старался – победить в этой бесконкурентной борьбе ему будет заведомо трудно...