Личность Бухарина весьма противоречива. И его роль в истории нашей страны тоже неоднозначна. Понятно, что когда человек на суде под запись заявляет, что дескать он со товарищи превратился в филиал Гестапо и нет ему оправдания, то с современных позиций и взглядов это выглядит как нелепый самооговор. Ну, и далее стандартные вопли про "сталинский режим" и безвинно осужденных.
Но давайте немного отодвинем эмоции и включим мозги. Мы даже сейчас не будем трогать современную отечественную систему правосудия и выносимые ей определения, чтобы не гневить прокурора. Желающие могут самостоятельно изучить любопытные подробности - от назначения меры пресечения, явно не соответствующей тяжести деяния и характеристикам личности обвиняемого, и выхода "под подписку" реально опасных личностей, поддерживаемых диаспорами и далее по списку. Просто посмотрим любую дискуссию в Государственной Думе по неоднозначно трактуемым вопросам.
Вот, например, по теме ЕГЭ. Некто Делягин в своем выступлении, комментируя пассаж докладчика "57% школьников нравится ЕГЭ", сказал дословно, что если некоторым школьникам вместо ЕГЭ предложить водку, то им еще больше понравится. В том смысле, что "нравится" это не показатель. И все данную фразу поняли именно так - как фигуру речи, включая последующих ораторов. Но тут выплыла на трибуну мадам Алена Игоревна, к этому самому поколению ЕГЭ и принадлежащая, защитница обсуждаемого доклада, и потребовала обратить внимание Комиссии по этике на то, что Делягин предложил давать детям водку. Чем данный прием отличается от стандартного для 30-х обвинения в вредительстве или троцкизме? А ничем. Дай волю этим нью-хунвейбинам из поколения ЕГЭ, они полстраны зашлют в лагеря, чтоб не мешали пилить то, что еще не проэтосамое старшие товарищи.
Но это так, к слову. Некоторые читатели подобных лирических отступлений не одобряют и гневно вопрошают потом "О чем статья? Я ничего не понял". Пойдем им на встречу и поясним еще раз простыми словами: статья о Бухарине. Его однозначная реабилитация просто на основании того, что он был осужден "при Сталине", а значит несправедливо, на наш взгляд представляется весьма спорным решением. Все же судили Бухарина и прочих публично. А реабилитировали - келейно, в узком, так сказать, кругу и тоже явно по политическому заказу. При этом приемы устранения политических противников за счет огульных обвинений широко применяются и сейчас - и у нас и за рубежом (вспомните несчастных горничных, журналисток и секретарш, решивших посадить известных политиков спустя 10 и более лет после якобы состоявшегося акта насилия и как раз в самый подходящий для конкурентов момент). И, что характерно, данный факт огульно обвиненных не делает ангелами с крылышками однозначно - наглядный пример Трамп.
Учтем просто, что вместе с Бухариным и Рыковым был осужден и Ягода, не реабилитированный по сей день. Не одновременно, а именно что вместе.
Начиная с 80-х годов прошлого века всячески выпячивается "смехотворность" обвинений в адрес Бухарина (опять см. примеры из дня сегодняшнего выше по тексту) и забалтываются сомнительные и скользкие моменты в его биографии, обсуждавшиеся на процессе.
В 1924 году был расстрелян как провокатор царской охранки старший брат Исаака Зеленского. Этого факта в официальной биографии "видного деятеля" вы не найдете. На тот момент Исаак Абрамович был первым секретарем московского горкома партии и, будучи всерьез озабочен своими перспективами, обратился за советом и помощью к Бухарину, который отправил его к Ягоде. Ягода якобы "решил вопрос". Т.е. связи и контакты явно были, причем далеко не формальные.
Существовал ли реально "тайный архив" Бухарина, содержащий материалы на его подельников или был он наскоро слеплен следствием, а Бухарин лишь "взял на себя" предложенную липу, сказать однозначно сложно. Скорее всего, истина, как всегда, лежит где-то посередине - что-то было, что-то добавили и плюс идеологическая обертка в варианте следствия.
Вызывает также сомнения текст письма Сталину, который "опубликован в наше время" и содержит в себе выражение готовности "пострадать за партию" одновременно с отрицанием своей вины и просьбой дать уйти из жизни добровольно. Такие бумаги не хранят, даже если они были. Можно предположить, что публикация указанных писем есть, скажем аккуратно, результат принятия на веру версии супруги Бухарина.
Интересно отметить, что непосредственным участником соответствующих процессов был Никита Хрущев, на тот момент первый секретарь московского горкома партии. Он же был в 1936-1938 годах ответственным организатором "митингов трудящихся" с требованиями "сурово покарать" врагов народа. Придя к власти, Никита Сергеевич, понятное дело, занялся тщательной "селекцией" имеющихся документов о его персональном участии в борьбе с "врагами народа".
И все же в архивах можно обнаружить настоящие бухаринские "письма к Сталину" - правда не из "подвалов Лубянки", а из-за границы. И они дают достаточно много интересных штрихов к портрету Бухарина - своеобразный стиль речи с витиеватыми оборотами и частым использованием иностранных слов, рассуждения о популярности в Германии идей национал-социализма и расовой теории, неплохая информированность о настроениях в кругах политических элит. Бухарину инкриминировали не только убийство Горького и Кирова, но и травлю Эрнста Тельмана, связь с ультра-правыми в Германии. Судя по тексту письма, дыма без огня все-таки не бывает.
Письмо кандидата в члены ЦК ВКП(б) Н. И. Бухарина И. В. Сталину о внутреннем положении и общественных настроениях в Германии, Чехословакии и Франции. Март 1936 г.
Подлинник, автограф Н. И. Бухарина, помета: "Мой архив. Ст[алин]" - автограф И. В. Сталина. Подлинник, машинописный текст, резолюция: "т. Молотову. Ст[алин]" - автограф И. В. Сталина, помета: "Читал Молотов" - автограф В. М. Молотова. Обратная нумерация листов
Шифр хранения: РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 11. Д. 710. Л. 105-108об, 101-104
Доступны для изучения как рукописный оригинал, так и перепечатанный на двух (!) разных машинках вариант того же года. Вторая машинка с латинским шрифтом понадобилась для воспроизведения многочисленных "латинизмов" в тексте Бухарина. Ниже полностью первый лист печатного варианта - "Дорогой Коба!" - и все в этом роде.
Упоминает Бухарин "продовольственные затруднения" в Берлине, связывая это с подготовкой к войне - массовым производством консервов для снабжения войск и накопления соответствующих запасов, из-за чего в свободную продажу поступает меньшее количество продуктов питания. Обращает он внимание также на милитаризацию общества - кругом все в форме различных военизированных структур, марши, митинги и т.п. А дальше идет весьма любопытный абзац, который мы цитировать от греха не будем (вдруг какой хунвейбин за пропаганду чего нельзя примет), а увеличим и обработаем для удобства чтения:
"Наша молодежь", в данном случае, это, видимо, представители рабочего и коммунистического движения в Европе имеются в виду, а не молодежь СССР, само собой.
Несмотря на явную демонстрацию осуждения фашизма, в этом фрагменте проскальзывает некая научная заинтересованность в изучении феномена, так что вполне разумно предположить, что контакты, обсуждения и переписка Бухарина с крайне-правыми вполне имела место в реальности. Из каких побуждений они осуществлялись и как их можно расценивать - вопрос отдельный. Формально Бухарин "с группой товарищей" был направлен за границу, чтобы выкупить архив Карла Маркса, но как раз про это в письме нет ни слова.
Еще отрывок:
Бухарин пишет, что немецкие промышленные круги, несмотря на полную изоляцию советских учреждений в Германии, в целом доброжелательно настроены по отношению к возможному сотрудничеству с СССР и "по этой линии нужно было бы стучаться".
Далее идут впечатления о Чехословакии и Австрии, по ходу Бухарин "вложил" советского полпреда в Вене, написав Сталину, что он "по-моему несерьезен" без каких-либо иных комментариев.
Бухарин сообщает, что отправляется в Амстердам и хочет "понюхать тамошнего Postumus'а". Что он собрался нюхать и в каком смысле - нам понять не удалось. "Постум" - в римском праве приставка к имени, означающая рожденного после смерти отца.
Очень нелицеприятно отзывается Бухарин о словаках и французах. "Более продажных типов, чем здесь, не найти, пожалуй, нигде" - это о французах и их неготовности к войне с немцами.
А это о словаках (даем фотокопию, т.к. дзен такие слова не любит):
Бухарин восторгается просмотром в Париже кинофильма "Чапаев", сокрушаясь, что наши испортили его корявыми титрами. Ну, и финал - нежные пожелания и заверения в вечной дружбе.
Мы продолжим изучение темы и познакомим читателя с результатами в последующих публикациях, а пока для самостоятельного изучения полный текст: