Прасковья Брюс рано оказалась при дворе и быстро возвысилась. О ней говорили как о красивой и умной женщине, не отличающейся строгостью нравов. В круг ее обязанностей, среди прочего, входило «опробование» кандидатов в фавориты императрицы, за что ее называли «пробир-фрейлина». Но однажды она «заигралась».
Подруга будущей императрицы
Прасковья была из знатного рода Румянцевых. Ее отец, граф Александр Иванович Румянцев, был военачальником и правителем Малороссии, астраханским и казанским губернатором. Мать, Мария Андреевна, была внучкой знатного боярина Артамона Матвеева. Она была сестрой полководца и генерал-фельдмаршала Петра Румянцева-Задунайского. Поговаривали, что его настоящим отцом был Петр I.
Мать Прасковьи, Мария Андреевна, была близка к императрице Елизавете, и та поставила ее заведовать двором великого князя Петра Федоровича и его супруги, будущей императрицы Екатерины II. Так при великокняжеском дворе оказалась и ее дочь, Прасковья, которая сдружилась с Екатериной, тогда еще великой княгиней.
Екатерина приблизила к себе Прасковью еще задолго до того, как сама стала императрицей. Они были ровесницы, Прасковья отличалась легким нравом, была весела и остроумна, а Екатерине Алексеевне было одиноко.
В 1751 году Прасковья выходит замуж за графа Якова Александровича Брюса – на этом браке настояла ее мать. Что интересно, венчание происходило в придворной церкви, а для брачного торжества были использованы вещи из Придворной конторы. Рано оказавшись при дворе, Прасковья быстро поднаторела в искусстве интриг и использовала свое умение, в том числе, для карьерного продвижения супруга, пробив ему со временем даже место сенатора.
Вскоре после свадьбы супруг уехал в армию, а Прасковья вернулась ко двору. Веселая и раскрепощенная, она буквальной «коллекционировала» придворных кавалеров.
Роль Прасковьи Брюс в занятии Екатериной престола
Как-то Прасковья познакомилась с красавцем и богатырем Алексеем Орловым. Закрутился роман. Присматривалась она и к брату его – Григорию. Даже соблазнила и его – что было несложным при его любви к женщинам. Но она не стала крутить роман еще и с братом. Ушлая и сметливая Прасковья сделала иначе – она решила «поделиться» им со своей подругой Като, как она называла Екатерину. Хорошо ее зная, Прасковья понимала, что та обязательно увлечется братом своего любовника, а она станет к Екатерине еще ближе. И она ввела братьев в круг знакомых Екатерины.
Так и случилось – Екатерина влюбилась в веселого и бравого красавца-гренадера. А потом был переворот, в результате которого Екатерина, благодаря братьям Орловым, взошла на престол. Так что можно сказать, что, если бы не Прасковья Брюс, Екатерина, возможно, не стала бы императрицей.
Важная роль «пробир-фрейлины»
Роман Екатерины и Григория Орлова длился 12 лет. А когда он завершился, началась череда фаворитов, один моложе другого. Самым значимым из них был Григорий Потемкин, с которым Екатерина была 2 года. И в появлении этих фаворитов большая роль опять принадлежала Прасковье Брюс. Правда, теперь она была несколько другой.
Как ни любвеобильна была императрица, порядок попадания очередного любовника в ее постель был строг: когда взгляд Екатерины устремлялся на очередного претендента, то сначала его приглашали на ужин в «тесном кругу», где оценивали, насколько он приятен и достоин ли быть рядом с императрицей. Если первый этап он проходил, его направляли на осмотр к придворному врачу. Если со здоровьем было все в норме, то ему предстояло пройти следующий этап - на «профпригодность». Вот этим как раз и занимались обычно Прасковья Брюс. И только получив одобрение ближайшей подруги императрицы, кандидат оказывался в ее опочивальне.
За такую «службу» Прасковью Брюс называли пробир-дама или пробир-фрейлина.
Роман с фаворитом императрицы Иваном Римским-Корсаковым
Но однажды Прасковья Брюс «заигралась» и потеряла бдительность. Императрице и ее подруге было по 50 лет, когда место в постели рядом с Екатериной оказалось вакантным. Выручил опять Григорий Потемкин – именно он представил ей трех новых «флигель-адъютантов». Екатерина оценила красоту Ивана Римского-Корсакова, который был моложе ее на 25 лет – ее выбор пал на него.
Позже она о нем писала:
«Всё в нем гармонично; нет ничего, что бы выделялось; такое впечатление производят дары природы, особенные в своей красоте».
Екатерина всерьез увлеклась белокурым красавцем, которому дала прозвище Царь Эпирский. «Царь» большим умом не отличался. Как-то он решил составить библиотеку как у императрицы и послал за книгопродавцем. Когда тот спросил, какие книги тому нужны, Римский-Корсаков отвечал:
«Ну, знаете, большие тома внизу, а маленькие книжки вверху — как у Её Величества».
При этом он имел приятный голос и отлично играл на скрипке, что очень нравилось Екатерине. Молодой и не очень умный фаворит настолько уверился в любви к себе императрицы, что совсем потерял бдительность. Но как могла пойти на это опытная и искушенная в светской жизни и интригах Прасковья Брюс, прекрасно знавшая характер Екатерины? Видимо, тоже уверилась в своей исключительности.
Между ними завязался роман, о чем донесли Екатерине «доброжелатели» - ей оказалась племянница Григория Потемкина, Александра Браницкая. Екатерина застала любовников с поличным – оба тут же были удалены со двора.
Что касается Ивана Римского-Корсакова, он быстро расстался с Прасковьей Брюс и переключился на Екатерину Строганову – она была старше его всего на 10 лет – все-таки, не на 25. Строганова развелась с супругом, получив хорошие «отступные». И когда она умерла, Римский-Корсаков унаследовал ее имущество, которое промотал. Карьеры он так и не сделал.
Прасковья Брюс после удаления со двора
«Разоблачение» Брюс и Римского-Корсакова произошло в 1779 году. Вскоре Прасковья уехала за границу. Вернулась она в 1785 году, больной. Однажды она ехала из своего имения в Москву и по дороге встретилась с императрицей, которая ехала навстречу. Екатерина II бывшую подругу приняла ласково, они долго беседовали наедине. Это была их последняя встреча. Весной 1786 года Прасковья Брюс умерла от чахотки, ей было 57 лет. Погребена она в подмосковном селе Глинки, в котором находилось родовое поместье Брюсов.
Дети Прасковьи Брюс
У графини Прасковьи Брюс было трое детей. Двое мальчиков умерли еще в младенчестве. В 1775 году, уже в 45-летнем возрасте, она родила дочь Екатерину. В отцовстве супруга Прасковьи, Якова Брюса, многие сомневались.
Екатерина Яковлевна была замужем за графом Василием Валентиновичем Мусиным-Пушкиным. Так как других Брюсов не было, чтобы род не пресекся, император Павел I дал разрешение Мусину-Пушкину добавить к своей и так двойной фамилии еще и «Брюс». Но это не помогло - детей у супругов не было, поэтому род Брюсов пресекся.