Найти в Дзене
История weekly

Скальпирование и обезглавливание в культуре раннего железного века.

Оглавление

Голова или череп занимали исключительное положение в древнем миропонимании. Без руки, ноги или уха ещё можно протянуть, но если лишиться головы, то тут уже без вариантов.

Ещё были волосы. Если конкретнее – скальпирование. Вокруг этих атрибутов человеческого тела формировалось множество ритуальных и идеологических обрядов.

О них и поговорим.

В обрядовой практике при скальпировании, как и при обезглавливании умершего родственника или убитого врага, важнейшей мотивацией было лишить покойника возможности мщения. Поэтому в древности уносили с собой голову врага или сородича, которая затем, в разных племенах подвергалась различным процедурам. Одни ее высушивали, другие вываривали в смоле, третьи давали мягким тканям сгнить, а ритуальные операции проводили с очищенным черепом.

Есть мнение что такие процедуры проводились также для связывания и подчинения души проигравшего воина.

У кочевых народов раннего железного века эти традиции также нашли развитие.

Первые письменные свидетельства скальпирования содержатся в IV книге Геродота. При описании скифских обычаев автор говорит что

«С головы врага; он сдирает кожу следующим образом: вокруг головы около ушей делает надрез, потом берет голову в руки и вытряхивает ее из кожи, затем, очистив кожу от мяса, при помощи бычачьего ребра, он мнет ее руками и, выдубив ее, держит у себя в виде утиральника, привязывает к узде коня, на котором сам ездит, и гордится этим, так как тот, который имеет наибольшее количество таких кожаных утиральников, считается самым доблестным мужем»

Дальше Геродот описывает использование снятой кожи:

«Многие скифы из содранных кож делают для одеяния плащи, сшивая их, как козьи шкурки. Многие, также содрав кожу вместе с ногтями с правых рук убитых неприятелей, делают покрышки для колчанов. Человеческая кожа, действительно и толста и блестяща; блестящею белизной она превосходит почти все другие кожи. Наконец, многие сдирают кожу со всего трупа, напяливают на палки и возят с собою на лошадях»

Скальпирование упоминается не только у Геродота, но и в «Двоеречии» Симона (401 год до н. э.):

«Скифы же считают прекрасным, если кто, убив мужа и ободрав голову, кожу с волосами возит, повесив впереди на уздечку лошади, череп же, позолотив или посеребрив его, пьет из него сам и делает возлияние богам»

На Европейской части античного мира ритуалы скальпирования не были прерогативой только кочевников. Гай Плиний Секунд Старший схожие обычаи описывал к примеру у кельтов:

«В Понте установлено очищать головы мужчин, вынимая из них мозг, и посредством снадобий сохранять на долгий век… А кельты - о ужас! - охотно обделывают в золото кости очищенной от мозга головы и сохраняют такие чащи для пиров».

В общем и целом эти традиции в античном мире сомнений не вызывают. Причём распространялись не только на европейские просторы, но и дальше на восток в сторону Алтайского хребта.

Что касается способов снятия кожи с черепа, то тут тоже есть о чём рассказать.

Сейчас известно несколько способов преднамеренного скальпирования. Большая часть из них принадлежит главным «популяризаторам» этого обряда – американским индейцам.

💢 Простое скальпирование – снятие части кожи головы вместе с волосами

💢 Сложное – удаление части кожи с головы вместе с частью лица, шеи и ушей.

💢 Частичное или групповое – когда кожа делилась на несколько участков и срезалась небольшими фрагментами.

💢 Неполное скальпирование – это скорее была пытка чем ритуал, так как умерщвление человека при такой процедуре не предполагалось.

В случае со скифами или сарматами, вполне могло случиться так, что на поле брани отделение кожи или лишение головы могло быть выполнено любым способом. Причем о том жива жертва или нет вполне могли не задумываться.

Однако изучая захоронения, археологи наблюдают несколько иную картину. В погребениях к примеру некоторых сарматов снятие кожи с головы проводилось чаще всего на умерших людях и очень аккуратно. Действовали при операции неспеша. При совершении манипуляций надрезы делали небольшими, как правило ниже уровня волосяного покрова. Манипуляции проводились по окружности черепа над ушами, на лбу и затылке.

-2

Зачем проводить скальпирование и отсечение головы?

Тут собственно не всё так однозначно. Впрочем как и почти всё в исторической науке. Глобально, манипуляции с головой можно разделить на два направления

Первое. Репутационное.

Обезглавливание противника либо скальпирование на поле боя считалось военным достижением, которое позволяло воину считаться полноценным мужчиной. Такие традиции встречаются у арийцев почти повсеместно.

Причём скальпирование врага зачастую считалось позорным для проигравшего (хотя не всегда).

Голова, в частности череп, нередко выступали в качестве напоминания окружающим о силе и возможностях его обладателя. Скифы и сарматы по описанию Геродота использовали отпиленные в районе бровей и вычищенные черепа в качестве чаш для питья или шкатулок для хранения. По мере возможности такие изделия старались украшать и выставлять перед гостями во время застолий. Не трудно догадаться для чего.

Со скальпами было тоже интересно. Выделанную кожу со скальпов скифы могли использовать как полотенце для рук или кормушку для коня. По сообщениям Геродота, некоторые делали из таких «полотенец» плащи, щеголяя перед соплеменниками.

Второе. Религиозно-обрядовое.

Как уже упоминалось выше, снятие скальпа считалось позорным для проигравшего. Однако археологические раскопки говорят также о вдумчивом, неторопливом снятии кожного покрова с головы с обязательным сохранением волосяного покрова.

Такие действия в отношении умершего вероятнее всего связано с ритуальными представлениями о душе человека в восточных регионах. Этот круг представлений связывал место пребывания души (или одной из душ) человека в первородном волосе, который никогда полностью не подстригался, а к примеру у древних китайцев заплетался в косу, которую срезали и погребали вместе с умершим. В этом случае манипуляции скальпирования позволяли также душе человека покинуть мёртвое тело и получить возможность реинкарнации.

При таких раскладах скальпирование в том числе проводилось родственниками умершего и считалось важным и почётным обрядом.

❌❌❌

В общем и целом, манипуляции с головой – очень древняя традиция, пришедшая даже не с бронзового, а с самого каменного века. Даже несмотря на «окультуривание» современного общества в целом, она не то что никуда не делась, но и продолжает активно развиваться, приобретая подчас причудливые формы.

Однако это совсем другая тем для обсуждения...

***

На этом пожалуй всё. Благодарю за прочтение.

Подписывайтесь, ставьте «👍» и хорошего дня.

Желаю денег, удачи и дачу в придачу.

ЧТО ПОЧИТАТЬ по теме:

1. Геродот. История. Том IV

2. Медникова М. Б. «Скальпирование на Евразийском континенте»

3. Перерва Е. В., Лукьяшко С. И. «О семантике обряда скальпирования у ранних сарматов»

4. Сланов А. А., Бурков С. Б. «Значение обрядов обезглавливания и скальпирования в скифской военной культуре»

5. Медникова М. Б. «Трепанации в древнем мире и культ головы» (ОСОБЕННО РЕКОМЕНДУЮ)