Интересно, насколько много из моих читателей вообще знает, что в начале ХХ века для кавалерии предусматривались собственные пулемёты, так же как для конной артиллерии имелись собственные пушки.
Я с этим вопросом вообще не сталкивался до тех пор, пока мне не попалось упоминание о том, что фирма «Виккерс» собиралась строить в России завод по производству кавалерийских пулемётов. Поскольку речь идёт о городе Царицын, то легко становится понятно, о каком заводе речь. Правда, его будущей продукцией при заключении контракта с «Виккерсом» везде указана только артиллерия, но и производство пулемётов могло теоретически же тоже рассматриваться.
Тем более, что пулемёты для русской армии были нужны не менее пушек.
Из того, что известно, наверняка, большинству — русская армия имела на вооружении датский пулемёт системы Мадсена и для его производства строился завод в городе Ковров. Пулемётами Мадсена в русско-японскую войну вооружали кавалерию, что вполне понятно — это был первый ручной пулемёт в мире, он был много легче пулемёта Максима на артиллерийском лафете и хорошо подходил для кавалерии, так как перевозился на вьюке. Кстати, сам пулемёт Мадсена выпускался в кавалерийской и пехотной версиях.
Однако, данная статья отнюдь не про пулемёт Мадсена, как вы уже могли успеть подумать. Он как раз интересен в тех выводах, которые были сделаны после его использования. Как пишут, сам пулемёт вызвал много нареканий своими недостатками, и потому не был принят на вооружение. Речь правда лишь про одну, самую первую модификацию. Кстати, формулировка не очень понятная, поскольку для столь глобальных выводов надо было бы иметь возможность сравнить пулемёт с другими. А к тому времени сравнивать было, практически не с чем. Но может я и не прав.
Хотя кавалеристам сам пулемёт Мадсена не очень понравился, но сама идея получить на вооружение пулемёт более лёгкий, чем Максим прозвучала. Собственно, пока информация широко известная.
Гораздо реже попадается упоминание, что пулемёт Максима существовал в русской армии в трёх версиях. Первые две хорошо известны, именовались они тяжёлого и облегчённого образца. Тяжёлый образец был на колёсном лафете британского образца, весил 244 кг и потому относился к артиллерии. Рассматривался в первую очередь для обороны крепостей, для отражения массированных атак пехоты противника огнём с заранее оборудованных и защищённых позиций.
Облегчённый образец предназначался для полевых войск и это всем нам хорошо известный пулемёт Максима на станке Соколова.
Но был в этом перечне и третий пулемёт — лёгкий. Про него лишь пишут, что пулемёты лёгкого образца закупались в Англии для вооружения кавалерии.
Конечно, первым делом мне (да и вам, наверное, тоже) захотелось понять, а чем же может британский пулемёт для кавалерии отличаться от обычного. За счёт чего его облегчили.
Сразу просится заменить тяжёлый колёсный станок Соколова на какую-то треногу. Однако, британские пулемёты Виккерса и так все были на треноге. Второе, что просится — это заменить водяное охлаждение ствола на воздушное.
Ну а лучше всего найти, как выглядел этот самый лёгкий пулемёт для кавалерии.
Поиск приводят нас к описаниям англо-бурской войны, точнее использовавшегося в ней вооружения:
Трансваальское правительство приобрело у MNG & ACL двенадцать «раскладных Максимов» калибра 0,303 на треноге. Сверхлёгкие Максимы с воздушным охлаждением ствола имели усовершенствованную версию затвора и были первыми Максимами, снабжёнными боевой пружиной внутри ресивера. Но оставалась нерешённой главная проблема - перегрев ствола при стрельбе. При небольшом весе в 27 фунтов (44,5 фунтов вместе со станком) пулемёт первоначально задумывался как оружие пехоты, но после того, как войска столкнулись с невозможностью вести длительный огонь, его перевели в разряд кавалерийского оружия для использования во время внезапных набегов и точечных ударов, когда нет потребности в длительной огневой поддержке. Толстый латунный кожух, прикрывавший ствол, имел всего четыре вентиляционных отверстия и недостаточно эффективно рассеивал тепло.
Есть и фотография этих пулемётов.
С другой стороны, встречается информация, что под кавалерийской версией подразумевается пулемёт Виккерса модели 1909 года, который, как известно, имел конструктивные различия с пулемётом Максима, за счёт чего удалось существенно уменьшить вес. Учитывая, что пулемёт Виккерса со станком весил немногим более 35 кг, а пулемёт Максима на станке Соколова весил 67 кг (с водой в кожухе), то разница существенная.
Есть ещё изображение кавалерийской версии пулемёта Максима для армии США. Явно ствол пулемёта имеет воздушное охлаждение.
Но судя по всему, на вооружение русской кавалерии собирались принять именно «лёгкий пулемёт» Виккерса модели 1909 года, он же всем известный Gun, Machine, .303 inch, Mk I. Конечно, для русской армии он был бы под отечественный боеприпас.
Сообщается, что наладить производство кавалерийских пулемётов Виккерса на Тульском заводе не удалось, потому их заказали в Великобритании. Количество не указывается, но поступать заказанные пулемёты стали лишь в 1917 году.
Согласно данным о поставках вооружения для русской армии, всего было заказано 10 000 пулемётов Виккерса (но про модификацию ничего не известно), из которых до 1917 года поступило 128, а до октября 1917 года ещё 900. Можно предположить, что все они были кавалерийские.
Что интересно, уже в 1925 году были выделены средства для закупки оборудования и технологии для производства этих самых лёгких пулемётов Виккерса. Но потом отказались.
Получается, что трагические события 1917 года ещё и изменили вид нашей кавалерии. Если бы всё пошло путём нормального развития, то кавалерийские части получили лёгкие пулемёты Виккерса, которые перевозили на вьюках. А знаменитых пулемётных тачанок могло и не быть.
В целом же идея иметь пулемёт промежуточного типа между станковым и ручным в первой половине ХХ века имела место в некоторых странах.
В частности, в армии Швейцарии, на вооружении было три типа пулемётов — тяжёлый, средний и лёгкий. Тяжёлый — это тот же пулемёт Максима, лёгкий — это ручной пулемёт Maschinengewehr Modell 1925, а средний — это тот же пулемёт Maschinengewehr Modell 1925, но на станке.
Собственно, далеко ходить не надо, схожая картина была в РККА перед Великой Отечественной. Пулемётные роты имели на вооружении Максимы, стрелковые отделения — ручные пулемёты, а вот пулемётные взводы стрелковых рот по штату должны были вооружаться станковым пулемётом ДС-39, который весил лишь 33 кг. Конечно, это немного другая история, но очень было бы интересно, если бы в русской армии стали развивать кавалерийский тип пулемёта.
Увы… это уже для любителей альтернативной истории.
Хочу предложить вам мою статью: