Компания «Туполев» запатентовала гиперзвуковой самолет с комбинированной силовой установкой, в которой используется сочетание турбореактивных двигателей на авиационном керосине и криогенных двигателей на сжиженном природном газе или сжиженном водороде.
Как сообщает ТАСС, по данным описания изобретения к патенту, новый самолет сможет решить проблему нагрева конструкции при полете на сверхзвуковых скоростях. Для этого в конструкции самолета будет использоваться теплозащитное покрытие, а также будут применяться специальные технологии охлаждения.
Был самолет Ту-155, на котором в 1988 году был выполнен первый экспериментальный полет с комбинированной силовой установкой. Там было два обычных турбореактивных двигателя, работающих на авиационном керосине, и один двигатель, работающий на жидком водороде.
К сожалению, этот проект не получил практической реализации, хотя им заинтересовались и были даже попытки сотрудничества с западными, европейскими фирмами. Даже был международный проект «Креоплан» совместно с Германией, он не получил развития.
Сейчас у самолетов или у воздушных судов с двигателями, работающими на криогенном топливе, прежде всего на жидком водороде, есть определенные преимущества. Это и экологичность, и за счет того, что масса жидкого водорода многократно меньше массы керосина, воздушное судно, работающее на силовой установке или на двигателе с жидким водородом в частности, получает существенное снижение веса
Новый запатентованный самолет представляет собой перспективное направление развития авиационной техники. «У самолетов или у воздушных судов с двигателями, работающими на криогенном топливе, прежде всего на жидком водороде, есть определенные преимущества, .
Это и экологичность, и за счет того, что масса жидкого водорода многократно меньше массы керосина, воздушное судно, работающее на силовой установке или на двигателе с жидким водородом в частности, получает существенное снижение веса».Такое воздушное судно может иметь ряд других преимуществ, таких как:
- Увеличение дальности полета за счет более высокой удельной энергоемкости криогенного топлива;
- Снижение шумового воздействия на окружающую среду;
- Повышение экономичности за счет более низкого удельного расхода топлива. Однако, по мнению экспертов, для того, чтобы самолет с комбинированной силовой установкой стал реальностью, необходимо решить ряд технических проблем, таких как:
* Разработка новых технологий производства и хранения криогенного топлива;
* Создание эффективных методов теплозащиты конструкции самолета;
* Разработка новых систем управления и контроля за работой силовой установки.
«Если эти проблемы будут решены, то самолеты с комбинированной силовой установкой могут стать одним из основных направлений развития гражданской и военной авиации в будущем», — заключил авиаионный эксперт Вайсберг.
Он отметил, что в качестве криогенного топлива в новом самолете может использоваться сжиженный природный газ или сжиженный водород. * По мнению авиационного инженера, Ильи Вайсберга, также существует ещё ряд других технических проблем, которые необходимо решить для того, чтобы самолет с комбинированной силовой установкой стал реальностью.