Найти тему
Парламентская газета

Госдума разберется с новыми правилами оплаты утильсбора

  Юрий Инякин/ПГ
Юрий Инякин/ПГ

Госдума может обратиться к Правительству, чтобы изменить новые правила оплаты утильсбора для иномарок или отсрочить их действие. Причина — многочисленные жалобы автовладельцев, у которых из-за вступивших в силу 29 октября изменений в порядке оплаты резко выросла стоимость ввезенного в страну авто, зачастую на несколько сотен тысяч рублей. Этот вопрос планируют обсудить на заседании экспертного совета по правам автомобилистов при Комитете Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов, сообщил «Парламентской газете» председатель комитета Ярослав Нилов.

На растаможке не сэкономить

Несмотря на то что постановление кабмина об изменении правил оплаты утильсбора появилось в открытом доступе еще 17 октября, для многих новые требования стали полной неожиданностью. Суть их, напомним, в следующем. Согласно заявлению Федеральной налоговой службы, чтобы получить право на льготу при уплате утилизационного сбора (разовый платеж государству за будущую утилизацию машины, когда она придет в негодность), автомобилист должен соблюсти три условия:

указание в расчете утилизационного сбора, что транспортное средство предполагается к использованию для личного пользования; регистрация транспортного средства в органах ГИБДД МВД России на непосредственного плательщика утилизационного сбора в течение 12 месяцев с даты оформления таможенного приходного ордера; ввоз транспортного средства, в том числе в иные государства — члены Евразийского экономического союза, осуществлялся физическим лицом в целях личного пользования. То есть автомобиль не должен помещаться под какие-либо таможенные процедуры, предусмотренные Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (за исключением таможенной процедуры таможенного транзита).

Больше всего неудобств, по словам пользователей соцсетей, создает как раз третий пункт. С введением новых правил стало, по сути, невозможно или бессмысленно растаможивать импортные автомобили в странах ЕАЭС — Армении, Казахстане, Белоруссии или Киргизии (а также потенциально еще в 50 странах, которые выражали заинтересованность в присоединении к Союзу). Если раньше при покупке иномарки можно было пройти таможню по правилам условной Киргизии и сэкономить на пошлинах, то теперь при сохранении общих таможенных правил место пошлин при пересечении российской границы заменил утильсбор. При этом 1 августа его ставка резко выросла, так что теперь некоторые новые собственники вынуждены дополнительно к стоимости самого автомобиля и таможенных процедур доплачивать по несколько сотен тысяч рублей. Для некоторых такие суммы становятся попросту неподъемными.

«Покупали машину для личного пользования в стране ЕАЭС у физического лица. Да, это выходило дешевле, но это была нормальная, абсолютно законная практика, без цели кого-то обмануть, — поделилась своей историей одна из пользовательниц соцсетей. — Пока занимались оформлением, Правительство ввело поправки, по которым машина, прошедшая таможенные процедуры в ЕАЭС, больше не подлежит льготному утильсбору. Но на момент введения в действие этих поправок машина уже была растаможена и уже находилась на территории РФ. А вот документы в таможню подали уже после введения закона в действие».

По словам автора, теперь вместо 340 тысяч рублей, на которые и рассчитывалось изначально, ей нужно заплатить больше 800 тысяч, чтобы автомобиль выпустили с таможни. Плюс неумолимо капающие пени.

И, судя по всему, эта история далеко не единственная.

«Такая же ситуация. Приобрели автомобиль 10 сентября для личного пользования в Армении, пришли оплачивать утильсбор, в таможне ответили, что вместо 5200 рублей нужно заплатить 1 276 000, — рассказал еще один пользователь. — Автомобиль — Huyndai Sonata 2017 года. И не имеет значения, что машина привезена для себя и владение ею планируется длительное время. Аргументировали тем, что если в Армении ее растаможила фирма, то заплатите огромную стоимость утильсбора».

«У народа должно быть время сориентироваться»

И вроде бы, с одной стороны, про утильсбор действительно писали и рассказывали еще с середины октября. С другой — покупка машины дело дорогое и ответственное, поэтому непредвиденные и неприятные инциденты, как ни крути, неизбежны.

Председатель Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов, а по совместительству один из главных думских защитников прав автомобилистов Ярослав Нилов в беседе с «Парламентской газетой» сообщил, что проблема может быть серьезной.

«Вопрос утилизационного сбора на самом деле стоит крайне остро, — признал собеседник издания. — И если есть у людей объективные причины — опоздали на несколько дней, не успели оформить нужные документы, чего-то не учли, — на это, конечно, нужно обратить внимание. Я уже дал соответствующее поручение экспертной группе по защите прав автомобилистов, мы проанализируем проблемы и выработаем конкретные предложения по тому, как их решать. Если потребуется, направим обращение к Правительству. Если будет нужно изменение нормативных актов, инициируем соответствующие поправки и скорректируем действующие нормы в интересах автомобилистов».

Поддержал идею ввести временный мораторий на новые правила уплаты утильсбора и депутат Николай Новичков.

«Коллег из Комитета по труду и социальной политике я в этом вопросе, конечно, поддержу, — заявил парламентарий. — Конечно, такие меры, связанные с ростом платежей или изменением их условий, должны вводиться не единовременно, а с каким-то лагом, причем не в неполные две недели. Чтобы люди могли понять, что происходит, что им делать, и как-то сориентироваться».

По словам Новичкова, он планирует посоветоваться с Минпромторгом на предмет того, как поступить с новыми правилами и можно ли их отодвинуть на чуть более поздний срок или изменить в пользу автомобилистов.

«Возможно, общими усилиями мы что-то и сделаем», — заключил парламентарий.