Найти тему
Российское фото

«Зачем нам два глаза?» - отвечает стереофотография, которой 100 лет

Оглавление

Музейно-выставочный центр РОСФОТО покажет 3D фотографию XIX века. Выставка «Зачем нам два глаза?» представляет профессиональную и любительскую стереофотографию с 1870 по 1930 год. На экспозиции можно увидеть оригиналы и увеличенные копии. Большую часть изображений можно также посмотреть через стереоскоп.

Половодье

Из архива семьи Левиных-Радловых. Неизвестный автор, Российская империя, 23.03.1915 РОСФОТО
Из архива семьи Левиных-Радловых. Неизвестный автор, Российская империя, 23.03.1915 РОСФОТО

Музыкальный дуэт

Из архива семьи Левиных-Радловых. Неизвестный автор, Российская империя, 1910-е
РОСФОТО
Из архива семьи Левиных-Радловых. Неизвестный автор, Российская империя, 1910-е РОСФОТО

Сцена из оперы «Лесная лань» Коньяра.

Неизвестный автор, 1870-е. Издательство Адольфа Блока, Париж (Франция)
Неизвестный автор, 1870-е. Издательство Адольфа Блока, Париж (Франция)

Проект обращается к трем мотивам, связанным со стереофотографией: физиологическим свойствам зрения, массовой культуре XIX века и любительской фотографии.

Алупка. Цветущая Глиция. РОСФОТО
Алупка. Цветущая Глиция. РОСФОТО

Сызранский (Александровский) мост через Волгу

Тюменев И.Ф., Самарская губерния, 7.06.1900. РОСФОТО
Тюменев И.Ф., Самарская губерния, 7.06.1900. РОСФОТО

Ледник

Неизвестный автор, 1900-1910-е. РОСФОТО
Неизвестный автор, 1900-1910-е. РОСФОТО

Стереофотография способна создавать иллюзию объема и глубины пространства. Основой для этого эффекта послужил феномен бинокулярного зрения человека. Чтобы достичь эффекта объемной картинки, необходимо было создать два изображения – для левого и правого глаза. Для этого снимали не одну, а сразу две фотографии на небольшом расстоянии друг от друга.

Фотограф Иван Руковичников с детьми Анатолием, Людмилой и Евгением Рукавичников И.Я. Российская империя, 1908. РОСФОТО
Фотограф Иван Руковичников с детьми Анатолием, Людмилой и Евгением Рукавичников И.Я. Российская империя, 1908. РОСФОТО
Окрестности Самарканда. РОСФОТО
Окрестности Самарканда. РОСФОТО

Лыжники

Неизвестный автор, Финляндия, начало 1910-х. Издательство "Свет"
Неизвестный автор, Финляндия, начало 1910-х. Издательство "Свет"

Название выставки повторяет слоган с плаката о стереофотографии 1920 года «Зачем нам два глаза?» (в оригинале — Why do we have two eyes?). Разговор про стереоизображения — это одновременно разговор об анатомическом устройстве зрения, поскольку, задаваясь вопросом, как это работает, мы спрашиваем себя о том, как мы видим в принципе.

Лорелея

Серия "Жанровые картины". Неизвестный автор, 1900-е. Из коллекции РОСФОТО
Серия "Жанровые картины". Неизвестный автор, 1900-е. Из коллекции РОСФОТО

Полная луна

Неизвестный автор, 1899. Андервуд и Андервуд
Неизвестный автор, 1899. Андервуд и Андервуд
Неизвестный автор, начало 1900-х. Андервуд&Андервуд. РОСФОТО
Неизвестный автор, начало 1900-х. Андервуд&Андервуд. РОСФОТО