Петр I, вводя в России жизнь на европейский манер, не останавливался только на обязательном бритье бород и ношении заморского платья, но и заботился о досуге своих подданных. Ясное дело, что досуг должен был быть современным и модным, а значит привнесенным извне. С этой целью в дек. 1718 г. монарх постановил проводить в России ассамблеи, которые по сути стали прообразом дворянского бала.
Ассамблеи предполагалось устраивать в любое время года с употреблением горячительных напитков, разной снеди и культурной программы — музыки, танцев, игр и т.д. Посещение ассамблей дворянами было обязательным, причем вместе с супругами, что ломало все стереотипы празднования в Московском царстве, где мужчины и женщины всегда отмечали праздники раздельно, в разных помещениях. Основанные на «Домострое» правила хорошего тона были попраны на глазах у родовитых бояр, которые часто жались по углам, с недоумением взирая друг на друга и задавая немой вопрос — «а что мы тут делаем?». А представьте, как чувствовали себя замужние старомосковские дамы, которых заставляли надевать европейские платья с глубоким декольте, многие «умирали от стыда», стараясь всячески избежать этой муки.
К тому же пить было необходимо по команде и пропускать было нельзя иначе царь обидится и начнется опала. Поэтому увеселительные мероприятия были сопряжены с серьезным риском для здоровья (злые языки поговаривали, что Петр так споил на свадьбе своей племянницы её мужа герцога Курляндии Фридриха Вильгельма, а торжества шли 2 месяца, что он-таки не доехал до дома, и Анна Иоанновна овдовела сразу по окончании торжеств). Но молодежи нововведения нравились, а именно для нее это все и создавалось.
Таким образом Петр I делал многое, чтобы навести внешний лоск, в чем его многие обвиняют. Но с другой стороны, бороды, платья, ассамблеи это новое бытие, а оно, как известно, определяет сознание. И как раз на трансформацию оного это и было рассчитано.