Найти тему
Вокал без границ

Почему нельзя слушать плохое пение. Что говорит наука, или это домыслы

Фото из личного архива. Только для подписчиков видео-сюрприз
Фото из личного архива. Только для подписчиков видео-сюрприз

Вы наверно не раз замечали, что физические ощущения першения в горле передаются зрителю, если артист поёт на горле; наслушавшись какого-то певца некоторые невольно могут подстроиться под его манеру и внезапно начать петь выше, или громче, или так же «сесть на горло», и т. п. хотя осознанно этого ни кто не хотел. Что происходит? Рассказываю

Впервые я задала вопрос об этом явлении итальянскому фониатру Франко Фусси: есть ли научное обоснование этого эффекта, что многие певцы специально не слушают друг друга во время экзамена или концерта, чтобы не перехватить чью-то ошибочную манеру исполнения. Франко сказал, что не знает таких данных.

Я на этом не успокоилась, ведь мои собственные студенты всегда старались стоять за дверью перед своим сольным выходом на экзамене. Наслушавшись высокого женского голоса, следующая исполнительница могла неосознанно все завышать, и наоборот. А я, сидя в зрителях, не раз ловила ощущение, как начинает першить горло, если выступающий срывал ноту или начинал петь на горле.

Позже мне этот эффект смог объяснить Виктор Вадимович Емельянов. Оказывается все дело в зеркальных нейронах.

Впервые зеркальные нейроны были обнаружены и описаны Джакомо Риццолатти, Лучано Фадигой, Витторио Галлезе и Леонардо Фогасси в университете города Парма (Италия) в экспериментах на макаках с введением микроэлектродов в зону F5 (перемоточная кора)в начале 1990-х годов. Затем аналогичный тип нейронов был найден и в других областях коры — в ассоциативной теменной (нижняя теменная) и височной (верхняя височная) коре. В связи с этим популярна точка зрения, что активизация зеркальных нейронов происходит не за счёт какого-либо одного нейрона, а как синергетический результат работы нейронной сети.

Оказывается на работе зеркальных нейронов основано первое обучение растущего человека: когда мы просто делаем все как окружающие- держим чашку, ходим, выражаем усталость, и многое многое другое. С самого рождения мы постоянно повторяем за другими какие-то действия, постепенно обучаясь и подстраиваясь под социум.

Интересно, что эти навыки (обучения и приспособления) остаются, но вытесняются сознанием.

Именно по этой же причине мне часто как педагогу приходиться по под года убирать ненужное клише, или чужие вокальные фишки, которые неестественны этому ученику, но неосознанно он (или она) все равно их воспроизводит. Это не для того, чтобы быть похожим, а потому что у каждого из нас всеравно есть образ (идеальное представление) вокалиста, певца, артиста, осознаём мы это или нет.

Особенно забавно наблюдать, например, за детками младшего школьного возраста как они, исполняя «песню поросят», картинно собирают руки как звёзды оперной сцены. ))))) (зато сразу понятно, что так делает педагог)

Пение
3339 интересуются