От общего к частному, от целого к деталям
Урок, хоть и отдельная единица, но всё же это часть целого, и на этом базируются мои принципы. Только работая в системе, мы можем достигнуть настоящих результатов.
Программа обучения предполагает разделы, модули или темы. Поэтому сначала я планирую всю серию уроков в разделе, где должны быть представлены все типы уроков: уроки по лексике (тематические уроки), уроки по введению и первичной отработке грамматического материала, уроки по практике видов речевой деятельности, комплексные/резервные уроки, заключительные уроки. И всё это в определённой пропорции.
Такое планирование раздела/модуля я делаю заранее, примерно за две недели, чтобы было время найти необходимые интересные материалы, подумать над их реализацией. Постепенно вписываю недостающую информацию, наполняю общий план интересными приёмами и идеями, нахожу подходящие аутентичные материалы и создаю раздаточный материал.
Поэтому когда я сажусь планировать конкретный урок на завтрашний день, мне остаётся только более подробно прописать этапы работы и подумать над деталями. Например, как включить в работу слабых учащихся, сделать для них облегчённый вариант задания.
Систематичность/регулярность/повторяемость
Я не хочу переписывать учебник Spotlight (хотя хотела бы понять по каким принципам он построен, а самое главное - что эти принципы предполагают, но видимо это выше моего понимания), но какую-то систему я соблюдать должна, поэтому вырабатываю свою, понятную мне.
Очевидно, что мы должны регулярно повторять лексику и грамматический материал, пройденный на уроках, иначе практически всё это забудется и лишится смысла.
Также я, например, должна регулярно формировать у учащихся спонтанную речь, делать это систематично, из урока в урок, регулярно развивать навыки, чтения, аудирования и письма.
Как это выражается в плане. Например, перетаскиваю лексику и грамматику из урока в урок по принципу 1-2-3. То есть обязательно возвращаюсь к пройденному материалу на следующем уроке, потом через урок, далее через два урока, а дальше уже как получится. Но эту триаду нужно выполнить обязательно, чтобы материал запомнился. Если перед глазами весь общий план раздела, то сразу видно на каких уроках и как я смогу повторить материал. Остаётся только продумать детали.
Что касается развития речевых навыков, то внутри модуля я соблюдаю определённое соотношение типов уроков. Уроки по практике должны составлять не менее 70% от всего количества уроков в разделе. Если их 10, то не менее 7 уроков учащиеся должны тренироваться сами, а не слушать учителя, который объясняет грамматику и тем более не слушать весь урок, как кто-то отвечает домашнюю работу.
Понятная и измеряемая цель урока или чёткое представление, куда идём - чему учимся
Если урок чтения, то к концу урока учащиеся должны понять содержание текста и показать своё понимание посредством выполнения конкретного задания. Это может быть, например, пересказ текста. Если урок по лексике, то к концу урока учащиеся смогут употребить новую лексику в своих высказываниях, например, напишут небольшие тексты по определённой теме. И т.д.
В течение всего урока мы идём по направлению к цели, готовимся к выполнению главного итогового задания. Для этого нам нужно сделать подготовительные упражнения, освоить определённые навыки, как следует потренироваться, чтобы в итоге показать, чему научились.
Логика урока должна быть безукоризненной! То есть не должно быть заданий, которые не ведут к цели, а наоборот отвлекают от неё и забирают драгоценное время.
В конце урока, либо в конце серии уроков, обязательно продуктивное задание: диалог, статья, инсценировка, контрольный тест по грамматике и т.д. Это и есть цель! Так как именно там ребята покажут, чему они научились, что они могут сделать сами.
Цель не должна быть аморфной, она должна быть измеряемой. И за достижение цели учащимся можно и нужно поставить оценку в соответствии с заявленными критериями.