Ниже описаны идеи, основные предложения и способы реализации различных механизмов, которые потенциально помогут снизить уровень криминогенности среди мигрантского населения и защитить коренное население России, сформулированные экспертами во главе с моим коллегой Дмитрием Кузнецовым.
Предложения сформулированы тезисно и после проведения обсуждений и получения комментариев будут доработаны.
1. Создание института Уполномоченного по контролю за миграцией при Президенте РФ
Предполагается, что в обязанности Уполномоченного по делам мигрантов при Президенте РФ будет входить проведение мероприятий по предупреждению преступности среди трудовых мигрантов и организации эффективного взаимодействия между органами государственной власти РФ и национальными диаспорами, а также к его компетенции будут отведены вопросы интеграции и контроля трудовой деятельности мигрантов.
2. Увеличение доли представителей коренных народов РФ в миграционном потоке
Для реализации данного положения предлагается:
- законодательно определить перечень коренных народов России (в соответствии с данными переписи населения России 2021 года), для чего законодательно закрепить определение коренных народов России как народов, исторически проживающих на территории России и не имеющих за её пределами национальных государственных образований (за исключением украинцев и белорусов как частей разделенного русского народа).
- расширить программу переселения соотечественников, предоставив возможность получать ВНЖ в упрощенном порядке всем представителям коренных народов РФ на основании отметок о национальности в документах родителей.
Кроме того, привлечение коренного населения в Россию улучшит демографическую ситуацию. При этом адаптация таких лиц будет проходить проще, поскольку население не является инокультурным, а процедура получения ими гражданства будет проще, прозрачнее и быстрее.
З. Контроль перемещения трудовых мигрантов через границу РФ
• Введение процедуры получения виз для граждан Средней Азии и Закавказья (не только рабочих, но и гостевых). Запрет на автоматическое разрешение въезда вместе с лицами, получившими трудовую визу, членов семей.
• Введение платы за обучение в российских школах и нахождение в детских садах иностранных граждан. Выдача рабочих виз гражданам стран Средней Азии и Закавказья будет способствовать увеличению эффективности контроля миграционных потоков со стороны правоохранительных органов, а также сделает процесс трудоустройства таких лиц более прозрачным.
Также эффективным будет введение процедуры получения электронных виз. Подобная система, созданная для регуляции туристического потока из стран Запада, на данный момент является эффективной.
• Обязательная дактилоскопия для иностранных граждан при пересечении государственной границы РФ.
4. Контроль трудоустройства иностранных граждан
• Обязательное наличие у рабочих мигрантов официального Приглашения работодателя для пересечения границы РФ или получение рабочей визы.
Предполагается, что работодатель будет обязан на стадии оформления рабочей визы или непосредственно перед пересечением границы РФ выдать потенциальному работнику-гражданину иностранного государства приглашение (job offer) с указанием места и условий работы, срока действия трудового договора и тд.
Данное предложение необходимо проработать также с точки зрения создания возможных механизмов для работодателей для дистанционного рекрутинга сотрудников в странах Средней Азии.
Таким образом, снизится количество безработных мигрантов, совершающих преступления из-за отсутствия средств для жизни, повысится заинтересованность работодателей в легальном потоке мигрантов и выстраивании трудовых отношений.
5. Ответственность работодателя за сотрудника, являющегося трудовым мигрантом
Предполагается, что на работодателя, нанимающего на работу лиц, являющихся трудовыми мигрантами, будут возлагаться следующие обязанности:
- внесение «депозита» на случай принудительной депортации такого сотрудника;
- обеспечение переезда на территорию РФ;
- организация обучения, проживания, медобслуживания сотрудникамигранта.
Представляется также эффективным, по аналогии с ОАЭ, создание профильного комитета в структуре МВД России, либо же отдельный орган государственной власти, направленный на контроль за точным исполнением работодателями законных требований по отношению к сотрудникаммигрантам.
Соответственно, неисполнение таковых условий повлечет наступление ответственности для юридических лиц по ст. 18.15 КоАП РФ (размер ответственности по данному составу уже в данный момент является достаточным, пересматривать его нет необходимости).
6. Запрет найма сотрудников, являющихся трудовыми мигрантами, на работу в определенных сферах
Предполагается введение запрета на найм сотрудников, являющихся трудовыми мигрантами, на работу в сферах, связанных с общественной безопасностью, а также предполагающих наличие высокого уровня профессиональной подготовки и специального высшего образования:
- работа водителями такси, общественного и специального транспорта;
- должности в дошкольных и средних образовательных учреждениях (за исключением высококвалифицированных специалистов), и иные аналогичные должности, перечень которых должен быть определен законодательно.
7. Контроль правомерного поведения трудовых мигрантов
• ужесточение наказаний за нарушение миграционного законодательства;
• введение норм, устанавливающих материальную ответственность работодателей за правонарушения, совершенные сотрудниками-мигрантами в сфере миграционной политики (штраф за заведомо подложные документы сотрудника-мигранта, нарушение визового режима и т.д.);
• ужесточение ответственности за различные правонарушения и преступления для самих мигрантов: расширение перечня оснований для запрета въезда в РФ, депортации, выдворения и лишения вновь приобретенного гражданства;
• прекращение приобретенного гражданства за совершение тяжких и особо тяжких преступлений (на данный момент такая мера предусмотрена со совершения преступлений экстремистской направленности);
• введение запрета на право приобретения и ношения оружия для трудовых мигрантов (приехавших в страну по рабочей визе);
• усиление контроля и организация досмотра мигрантов в обязательном порядке при проверке документов на предмет наличия холодного оружия и предметов, которые могут быть использованы в качестве оружия;
• законодательное закрепление положения об испытательном сроке (5 и 10 лет) запрета продажи травматического и огнестрельного оружия для лиц, приобретших российское гражданство (кроме коренных народов России).
8. Служба в армии, как институт социализации
• увеличение призывного возраста для мигрантов;
• запрет на поступление в профильные военные и правоохранительные учебные заведения без прохождения службы в ВС РФ;
• введение обязанности прохождения срочной службы в ВС РФ для лиц, получивших гражданство РФ, без зачета прохождения службы в других государствах;
• запрет на замещение должностей государственной гражданской службы (как вариант, только в правоохранительных органах) для лиц, не проходивших службу в ВС РФ;
• прекращение приобретенного гражданства РФ за уклонение от военной службы в вооруженных силах РФ и мобилизации.
9. Контроль за доходами трудовых мигрантов
• контроль соответствия доходов и расходов (трансграничных) переводов мигрантов;
• определение размера лимита трансграничных переводов.
10. Мораторий на выдачу новых российских паспортов иностранцам (кроме представителей коренных народов), в т.ч. членам семей ранее получивших российское гражданство иностранцев сроком на три года.
За этот период - тотальная ревизия законности всех выданных за последние 10 лет паспортов РФ (включая знание русского языка) и прекращение российского гражданства при выявлении нарушений, в т.ч. лицам, получившим гражданство в качестве членов семей нарушителей.
11. Запрет на получение материнского капитала и социальных пособий лицами, имеющими двойное или второе гражданство.