Матильда Кшесинская стала знаковой фигурой российской истории начала 20 века. Это тот самый случай, когда балерина могла оказывать влияние не только на мир искусства, но и на общее устройство империи. И речь даже не о ее романе с наследником престола, а затем другими Великими князьями из рода Романовых (хотя, конечно, не будь их, она бы не получила такую поддержку). Сегодня расскажу о том, как Кшесинская через свою долю в Путиловском заводе могла влиять на обороноспособность страны, находящейся в статусе войны, и к чему это привело.
К сожалению, во время военных действий ярче всего проявляется эффект Матфея: богатые становятся еще богаче, а бедные - беднее. Как бы грустно не было это признавать, но так устроен мир. Не стала исключением и Первая Мировая война. В годы участия в ней России по всей империи то и дело гремели коррупционные скандалы. Те, кто имел возможность хоть как-то заработать на военных заказах, не теряли случая этим воспользоваться.
И один из таких случаев был напрямую связан с известной в обществе барышней - балериной Матильдой Кшесинской. О ее связи с царской семьей подробно рассказывать сейчас не буду (можете прочитать здесь), но высокие покровители сопровождали ее на протяжении всей жизни. Так дошло до того, что ее стали считать самой богатой женщиной дореволюционной России. Однако не стоит все ее достижения, в том числе финансовые, приписывать исключительно любовным интригам. Все же немалую роль сыграли и талант артистки, и, как оказалось, предпринимательская хватка. Так откуда деньги?
Чтобы это понять, перенесемся ненадолго в мир промышленности. В годы Первой Мировой войны не подготовленная и еще не оправившаяся от войны с Японией российская армия испытывала жесточайший снарядный голод. Именно недостаток тяжелой артиллерии и боеприпасов привел к тому, что России пришлось отступать. Но это будет чуть позже, а пока правительство пытается вырулить ситуацию, ища подрядчиков для выполнения государственного заказа.
Одно из значимых мест в этой цепочке занял Путиловский завод. На нем производили пушки, броневики и прочее. Но довольно скоро завод стал задерживать заказы, начались конфликты, но контракт не разрывали. В какой-то момент в 1915 году Путиловский завод главный контракт на поставку снарядов для нужд русской армии на общую сумму 18 200 000 рублей. Сумма по тем временем просто заоблачная. На нее они должны были изготовить 260 000 снарядов по явно завышенной цене. Но на эти условия почему-то согласились. Параллельно с этим поступали и другие военные заказы, но они нередко отменялись в счет новых. И вот уже на следующий день после подписания контракта Путиловский завод подал заявление об отмене предыдущих заказов или предоставлении льгот. Министерство ответило отказом, на что завод заявил, что не в состоянии выполнить своевременную поставку. По итогу программа была провалена, и до января 1916 не было выпущено ни одного обещанного снаряда. Все остальные заказы тоже не были доведены до ума. А затем на заводе и вовсе работниками была объявлена забастовка. Производство встало.
Казалось бы, при чем тут балерина? Чуть позже выяснилось, что Кшесинская имела долю в этом заводе и благодаря своим связям при дворе смогла пролоббировать это распределение. Также оказалось, что она влияла на отказ от немецких орудий в пользу несовершенных французских. И все это приносило Матильде многомиллионные доходы. Пока страна все сильнее погружалась в пучину нищеты, она купалась в роскоши и продолжала вести аристократический образ жизни.
Схема работала не один год. Все это привело к тому, что российская армия осталась без необходимого вооружения, и тяжелые пушки закупались втридорога у стран Антанты. Долги страны росли. Еще до войны Витте говорил, что сведения военного ведомства об иностранных заказах совершенно неверны, но исправить ситуацию он не смог, так как Главным артиллерийским управлением Генштаба руководил Великий князь Сергей Михайлович, чьей «гражданской женой» была Матильда Кшесинская. Он отстаивал действия, помогавшие ей наживать все больше богатства. В Петрограде шутили: «Мы имеем очень хороший балет, но, к сожалению, не имеем артиллерии».
А Кшесинская уже после революции продолжала жить за границей в том числе на те средства, что получила от военных заказов.