За последние 10 лет доля КФХ в общем производстве сельскохозяйственной продукции выросла с 9,8 % (в 2013-м) до почти 16 % (в 2022-м). В том числе товаров растениеводства фермеры производят почти четверть всего российского объема, животноводства – 6 %. Они собирают 30 % от общего урожая зерна, дают стране 9 % молока и 3 % мяса.
Значимость данного сегмента увеличивается. Так что неслучайно даже в Премию «Агроинвестор года» с 2021-го была добавлена номинация «Фермер года», а с 2022-го – в нескольких номинациях появилась категория «КФХ» (кстати, прием заявок для участия в Премии «Агроинвестор года — 2023» уже стартовал: https://award.agroinvestor.ru/).
Однако, несмотря на все заслуги фермерства, еще до недавнего времени сектор был несколько обделен вниманием государства. Хозяйства жаловались на недостаточную поддержку, сложности с получением льготных кредитов, проблемы со сбытом продукции и т. д. Лишь несколько лет назад были запущены федеральные проекты по поддержке МСП, фермеров и сельхозкооперативов. Правда, как говорят сами участники данного рынка, получить какой-либо грант на развитие не так уж и просто, потому что нужно выполнить ряд определенных условий, которые, увы, не всем по плечу.
Возможно, в лучшую сторону что-то изменит законодательная инициатива об определении понятия «фермерская продукция», уже поддержанная Минсельхозом. Ведомство считает, что принятие такого закона будет способствовать развитию малых форм хозяйствования и поможет продавать фермерские товары в торговых сетях. Кроме того, теперь и потребители смогут быть уверены, что продукция, на которой указано, что она фермерская, действительно произведена малым агробизнесом. Зачем это нужно и как будет работать, вы сможете прочитать уже в следующем номере «Агроинвестора».