Найти тему

Проблема периодизации Древнейшей истории. И когда началась Первобытная эпоха?

Дорогой заинтересованный искатель, предлагаем широко поговорить о периодизации истории. Дело в том, что проблема периодизации истории, как развития человеческого общества, признаётся важной научной проблемой истории. А в чём, собственно, проблема? Думаем, в незнании прошлого. Со своей стороны мы хотим, так сказать, разбавить научные сведения, касающиеся указанной проблемы, информацией, больше философского характера, поэтому из области не такой истории. Но зато тем самым получим Древнейшую историю.

Давайте так, немного предыстории о периодизации истории. Вообще, что такое периодизация? «Периодизация – это установление хронологически последовательных этапов в общественном развитии».[1] Да, если речь идёт об общественном развитии, то подразумевается человеческое развитие. И развитие человечества по-разному описывали историки, философы, отчего периодизация истории имеет варианты.

Если древнегреческий поэт Гесиод видел историю как постепенное ухудшение жизни людей от божественного периода через золотой, серебренный, медный к железному периоду, то Пифагор (древнегреческий мыслитель) историю понимал, исходя из следующего цикла: зарождение, расцвет, гибель. То есть цивилизации, как и люди, рождались, достигали своего расцвета и умирали.

Позднее сложились и другие варианты, более частные, периодизации истории, в зависимости от развития определённой стороны общества. Например, немецкий учёный Бруно Гильдебранд определял для истории, учитывая тип хозяйства, три периода: натуральное хозяйство, денежное хозяйство, кредитное хозяйство. А русский учёный Л.И. Мечников ввёл «транспортную периодизацию», по его мнению, человеческое общество развивалось, что проявилось в становлении речного периода, затем средиземноморского, далее океанического.

Экономическая подоплёка в периодизации истории отражалась в концепции Маркса, согласно которой история человечества – это смена общественных формаций, то есть развитие человечества шло от первобытнообщинной формации, через рабовладение, феодализм, капитализм к коммунизму. Но в XX веке учёные где-то приняли позицию, близкую Пифагору, они рассматривали исторический процесс как «чередование одних и тех же «циклов» круговорота локальных цивилизаций. И все одни проходят одни и те же стадии: зарождение, расцвет, гибель».[2]

Между тем, такой цивилизационный подход к истории связан с поиском общих закономерностей исторического процесса, которые проявляются в культуре, общественном сознании народов. Данная позиция поддерживается тем, что учёные определили три типа цивилизации. Первый тип характеризуется первобытным состоянием общества, второй тип представлен восточной моделью, где ставка делается на сохранении религиозных приоритетов, а третий тип есть уже западная (европейская) модель, когда начинает доминировать рационализм.

В конце концов, историческая наука пришла к варианту периодизации истории, который преподносит всемирная история: Первобытная эпоха, Древний мир, Средневековье, Новое время и Новейшее время. Все указанные здесь стадии развития общества и составляют историю человечества. Мы с вами живём в Новейшее время, но когда началась Первобытная эпоха?

Друзья, что касается периодизации древнейшей истории (Первобытной эпохи), то тут также имеются свои варианты. Человеческое общество началось с появления человека, оно понятно. Однажды человек «покинул» животный мир, стал разумным. Самое интересное, наука (заметим, академического толка) определяет первобытнообщинный строй от 35 млн. лет назад (выделения человека из царства животных) до IV тысячелетия до н.э.[3] И вот, на чём заострим внимание, начало археологического периода истории начинается только около 3 млн. лет назад по той же науке, между прочим.[4] А как же остальные 33 миллиона лет? Археология не докопалась? Дело в том, что у археологии своя периодизация, которая основана на том, что нашли исследователи. Значит, за остальное всё обозначенное время ничего не нашли.

Но вернёмся к периодизации древнейшей истории, где выделяются следующие эпохи: каменный век (от возникновения человека до III тыс. до н.э.); бронзовый век (с конца IV до начала 1 тыс. до н.э.); железный век (с 1 тыс. до н.э.). Также каменный век принято делить на палеолит, мезолит, неолит, энеолит. Палеолит открывает каменный век, так сказать, именно того периода находят археологи исторические источники. Но тогда не понятна ситуация, если человек возник в эпоху палеолита, то почему начало первобытнообщинного строя датируется 35 млн. лет назад? Похоже, учёные тут несколько не согласовали позиции, но продолжим. Кстати, по другим источникам люди (обезьяноподобные существа) как таковые органически появились 40 млн. лет назад. Но приобрели разум 21 млн. лет назад, по сути, в геологическую эпоху – миоцен (23 млн. – 5 млн. лет назад). Тогда человек по-настоящему и выделился из животных.

Ну, раз пошла у нас совсем другая история, дополним информацию, историю человечества можно начинать с даты в 21 млн. лет назад, но условно современной истории примерно 100 тыс. лет. И лучше эту историю классифицировать как Древнейшую историю, за которой следует период Древнего мира. Таким образом, у нас появляется возможность выделить большой период – 100 тыс. лет до н.э. – 4 тыс. лет до н.э., о котором историкам ничего неизвестно! Историю Древнего мира историческая наука плохо знает. Однако нам нужно иметь определённые сведения по древнейшей истории, прежде чем более детально рассматривать древнюю историю. И нам придётся брать в оборот часть научно-философской литературы, чтобы у нас сложилась приемлемая периодизация.

Но следует сказать ещё кое-что, хотя мы и определили начало периода развития современного человечества в 100 тыс. лет, вместе с тем история развития человека современного типа связана с датой - 9 564 год до нашей эры. Важнейший этап Древнейшей истории с 9 564 года до нашей эры по 4 тыс. лет до н.э. есть история развития современного человеческого общества. Это где-то 5000 лет незнакомой нам «не такой истории». Но мы этот период постепенно восполним некоторой информацией (событиями).

[1] Всемирная история: Учебник для вузов / Под ред. – Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: культура и спорт, ЮНИТИ, 2000. С. 8

[2] Всемирная история: Учебник для вузов / Под ред. – Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: культура и спорт, ЮНИТИ, 2000. С. 8

[3] Всемирная история: Учебник для вузов / Под ред. – Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: культура и спорт, ЮНИТИ, 2000. С. 11

[4] Археология: Учебник / А.И. Мартынов. – 6-е изд., перераб. – М.: Высш. шк., 2008. С. 12