Всего одно неверное решение. Всего одно помрачение рассудка. Всего один взмах руки, и Россия никогда бы не узнала, кто такой Пушкин. Потому что жизнь юного лицеиста могла оборваться, едва успев начаться. Вот тебе и Императорский Царскосельский лицей – привилегированное место для детей дворян... Кто же знал, что в этом месте заведётся маньяк!
И ладно бы он просто завелся в тех краях, пугая людей возможной опасностью. Он ведь ещё и к Пушкину подобрался настолько близко, что это чуть не стало роковым обстоятельством. Но вряд ли лицеисты испытывали страх. Скорее, их забавлял факт наличия маньяка: всё происходящее казалось опасным приключением, будоражащим кровь. А Александр Сергеевич даже зафиксировал навека имя преступника:
Заутра с свечкой грошевою
Явлюсь пред образом святым.
Мой друг! Остался я живым,
Но был уж смерти под косою:
Сазонов был моим слугою,
А Пешель – лекарем моим.
Странно видеть рядом имена столь разных людей, но лицеиста можно понять, если поставить себя на место ребёнка. Франц Пешель был в лицее врачом, учащиеся запомнили его как добродушного и весёлого человека. Но кто из детей любит лечиться? Вот и Пушкин шутки ради упомянул доктора в стихах.
А вот насчёт Сазонова поэт не шутил.
Происходящее даже в кинематографе оставило след: в фильме «18-14» роль душегубца исполняет Сергей Гармаш. Фильм рассказывает о жизни самых известных воспитанников лицея тех лет: Пушкина, Пущина, Дельвига, Кюхельбекера, Горчакова. Не остаётся в стороне и история Сазонова, находившегося рядом на протяжении двух лет.
Сколько точно было лет Константину Сазонову на момент тех событий, сказать сложно. В одних источниках пишут, что он родился примерно в 1796 году и был всего на три года старше Пушкина. В других, что на момент ареста Константину было около двадцати лет.
Но тот факт, что за хорошо знакомым дядькой пришли с арестом, лицеистов шокировал. Оказалось, что на счету Сазонова было как минимум шесть убийств и девять разбойных нападений. Последним от его рук пострадал извозчик, которого он нанял, но не захотел платить. Преступника погубила жадность: он полез за упавшим полтинником и не успел вовремя скрыться. Тут его и заметили.
Оправившись от шока, лицеисты отреагировали на событие творчески: коллективно написали шуточную поэму, которую назвали «Сазоновиадой». Талантливо сложенной её не назовёшь, зато какая память. Вот кусочек:
Тихо всё в средине града,
И покой лишь обитает:
Из Лицея, как из ада,
Вдруг Сазонов выступает.
С смертоносным топором
На разнощика летит
И, встретясь с добрым сим купцом,
Уже готовится убить.
Вы спросите меня, при чем тут Пушкин, ведь опасность угрожала всем лицеистам одинаково?
Не совсем... К каждому учащемуся в лицее был приставлен дядька, который помогал юношам поддерживать чистоту. Он убирал в комнатах, занимался чисткой одежды и обуви. У Александра Сергеевича таким дядькой был... Константин Сазонов. По другим сведениям, Сазонов прислуживал Пушкину, когда тот лечился в лазарете, отчего в стихах и был упомянут лекарь Пешель. То ли имели место оба обстоятельства. В любом случае такой близкий контакт мог обернуться трагедией, и слава о юном даровании никогда бы не вышла за пределы лицея.
Будь у юного поэта деньги, Сазонов, возможно, и ему не оставил бы шанса.
Поставьте лайк, если было интересно! И приходите в МОЙ ТЕЛЕГРАМ! Там есть чат, где мы можем пообщаться: https://t.me/chat_berech_rech