Продолжение. См. часть 1 , часть 2 и часть 3
Во время Второй мировой воины появились специальные самолеты-штурмовики для борьбы с танками и бронетехникой. Самой известной такой машиной по праву считается Ил-2 Сергея Владимировича Ильюшина (1894–1977). Ил-2 отвечал всем требованиям к штурмовику – мощное вооружение и неуязвимость для огня стрелкового оружия и частично осколков зенитных пушек. Особенно выигрышно штурмовик смотрелся на фоне истребителей, которые в 1941 году вынужденно использовались для штурмовки немецких частей. Отличной получилась и пушка конструкции Александра Александровича Волкова (1905–1966) и Сергея Александровича Ярцева (1906–1981). 23-мм орудие ВЯ-23 весило 66 кг,имело боекомплект в 150 снарядов, скорострельность 600 выстр/мин и придавало 200-граммовому снаряду начальную скорость 900 м/сек. Такой снаряд мог пробить броню до 15 мм (танки Pz.II Ausf F, Pz.38(t) Ausf С, БТР SdKfz 250) при углах встречи близких к нормали.
Вместе с тем, поражение средних немецких танков 23-мм снарядом можно было обеспечить (крыша башни Pz.IIIAusf G и надмоторная часть танка Pz.IVAusf D) только с пикирования под углами более 40° с дальности 300—400 м. Однако пилотирование штурмовика Ил-2 на этих режимах было очень сложным, а вероятность попадания в уязвимые части танков, из-за малой их площади, была весьма небольшой. Поэтому с 1943 года штурмовик перевооружили. Вместо двух крыльевых пушек Ил-2 оснастили двумя 37-мм подкрыльевыми орудиями НС-37 с боекомплектом по 50 ленточных снарядов на пушку, которые укладывались в отсеки крыла. Увы, при этом бомбовая нагрузка была снижена с 600 до 200 кг, а при стрельбе одновременно из двух пушек вследствие несинхронности их работы самолет испытывал значительные толчки, клевки и сбивался с линии прицеливания. К концу войны в авиационные части начали поступать более мощные штурмовики Ил-10. Имея скорость 420–510 км/час, они несли 37-мм пушки и 12,7-мм пулеметы, но основным оружием стали 82-мм или 132-мм реактивные снаряды. Но это уже тема для отдельной статьи.
Что же немцы? Гитлеровцев подвела авантюристическая ставка на блицкриг, который они намеревались выиграть тем же оружием, что сокрушило пол-Европы. На более позднем этапе войны против СССР немцы все-таки создали самолет-истребитель танков. Это был двухмоторный «Хеншель-129» (Hs-129), оснащенный подфюзеляжным контейнером с 30-мм противотанковой пушкой МК.101 и боекомплектом в 30 снарядов. Пушка представляла собой версию швейцарской 20-мм пушки с автоматикой на основе короткого отката ствола, смасштабированной инженерами «Rheinmetall-Borsig» до 30 мм. Кабина пилота представляет собой цельный бронированный короб, который был сварен из листов стали толщиной в 6 мм. Прозрачная часть фонаря кабины была изготовлена из бронестекла толщиной в 75 мм. Позади летчика была установлена бронеперегородка толщиной в 6 мм. Платой за сравнительно хорошую защищенность, стал плохой обзор сместа пилота. Моторы «Гном-Рон»французского производства, установленные на эту машину, не всегда работали удовлетворительно, да и пушка действовала неважно, хотя «тянула» на добрые 150 кг. Ее скорострельность составляла 240 снарядов в минуту, вес каждого по 330 гр.
С лета 1943-го «Хеншели» начали оснащать новыми подвесными пушками МК 103. При том же калибре и массе снаряда, что и МК 101, они имели большую скорострельность, чем МК 101 (420 выстрелов в минуту против 240). Боекомплект к пушке был увеличен до 100 снарядов. В августе 1944 году был испытан новый вариант «Хеншеля» – Hs-129B-3/Wa. На его вооружении стояла 75-мм противотанковая пушка ВК-7.5 (боезапас 12 снарядов в барабанном магазине), но в реальности было построено всего 5 прототипов, на которые поставили более слабую пушку BK-5.0 (50-мм)
В условиях господства в воздухе немецкой авиации этот хорошо вооруженный и бронированный штурмовик мог оказывать существенное влияние на ход боевых действий. Завоеванное в тяжелых боях советской авиацией в 1943 году превосходство в воздухе не позволило немцам широко применить этот неуклюжий самолет на советско-германском фронте. Всего Люфтваффе получило около 865 самолетов данного типа, еще какая-то часть машин была поставлена Румынии. Конечно, это было слишком мало, чтобы помочь наземным войскам в борьбе с армадами советских танков. Хотя, в целом, не смотря на достаточно скромные характеристики штурмовика Hs-129, он оказался достаточно устойчивой орудийной платформой для тяжелых пушек.
В Германии, примерно в это же время, пикирующий бомбардировщик Ju-87 переоборудовали в истребитель танков, смонтировав под его консолями два контейнера с 37-мм зенитными пушкамиFlak.18 (авиационный вариант обозначался 3,7 cmBordkanone или ВК-3.7). Боекомплект каждого ствола состоял всего из 12 снарядов в двух магазинах, выступавших по бокам контейнера. Пушки стреляли вне зоны вращения винта, поэтому не было нужды в синхронизаторе. Автоматика пушки ВК-3.7 работала за счёт энергии отката ствола при его коротком ходе. Темп стрельбы составляет 160 выстр/мин. В боекомплект входили осколочные снаряды весом 645 гр, имевшие начальную скорость 820 м/с, и бронебойные снаряды весом 685 гр, имевшие начальную скорость 770 м/с.
Осколочные снаряды применялись по воздушным целям, а бронебойные – по танкам и советским Ил-2. На дистанции 500 м бронебойный снаряд пробивал по нормали 35-мм броню, а под углом 30° к нормали – 25-мм броню. Этого было вполне достаточно для поражения бортовой и верхней брони среднего танка. При стрельбе подкалиберным снарядом весом 405 гр. начальная скорость увеличивалась до 1100 м/с, а бронепробиваемость примерно в 1,5 раза. Однако, получив мощное вооружение, новый вариант «штуки» приобрел и ряд недостатков. Каждый из пушечных контейнеров весил более 350 кг, поэтому «Юнкерс» летал как бы постоянно с бомбами на борту. Аэродинамическое сопротивление контейнеров оказалось столь велико, что и без того маленькая скорость, характерная для Ju-87, уменьшилась на 40 км/час. Наконец, заметно ухудшилась маневренность машины, но немцы все же пустили самолет в массовое производство.
Первые машины представляли собой переоборудованные серийные «штуки». Крыльевые пулеметы, трапеция для крепления бомб, подкрыльевые бомбодержатели и тормозные щитки демонтировались, но кронштейны для их крепления оставались, т.е. сохранялась возможность «дать задний ход» путем демонтажа пушек. Переоборудование производилось непосредственно в строевых частях: всего было переделано около 100 машин. Следующая партия противотанковых «Юнкерсов», получивших индексG-2и название «Густав-2», изготавливалась уже в заводских условиях. Базовой машиной стал вариант Д-5, поэтому «Густав» отличался от предшественников увеличенным размахом крыла. Полностью отсутствовали не только тормозные щитки, но и кронштейны с приводными механизмами. Часть самолетов сохранила встроенные 20-мм пушки, на других они были сняты. Основным назначением этих автоматов была пристрелка перед использованием «главного калибра». Некоторые машины оборудовались трубчатыми пламегасителями на патрубки выхлопных труб. На таких самолетах можно было охотиться за танками и ночью.
Из 208 выпущенных «заводских» Ju-87больше половины – 174 машины – построили на заводе в Лемверде. На последнем этапе войны противотанковые «штуки» использовались немцами для «латания дыр», возникающих при прорыве танков союзников. Самолет пользовался популярностью и получил у солдат Вермахта многочисленные прозвища, вроде «Птичка с пушкой» или «Убийца танков». Впрочем, столь громкие названия не устранили основной дефект Ju-87– полную беспомощность перед истребителями противника, поэтому большой роли в войне эти машины не сыграли. Тихоходный и угловатый, с невысокой живучестью и довольно слабой огневой защитой, Ju-87 являлся относительно легкой добычей истребителей противника.
После появления на Восточном фронте новых советских танков, немецкое командование решило усилить вооружение противотанковых самолетов. Поскольку возможности Ju-87 были практически исчерпаны, взоры конструкторов обратились к более тяжелому и современному Ju-88.Летом 1942 года была создана модификация Ju-88, оснащенная шестью пусковыми трубами для реактивных снарядов WfrGr21 или WfrGr28калибра 210 и 280 мм! Эта модель показала довольно неплохие результаты во время испытаний, но в серию не пошла, так как было слишком большое рассеяние, а значит малая вероятность попадания снаряда в танк. Примерно в это же время в качестве полевой модификации собирался FW-190-8\Р5, оснащавшийся аналогичными 210-мм ракетными установками, но в штучном количестве.
Еще в конце 1941 года командование вермахта изъявило желание получить противотанковый самолет с мощным орудием, способным с одного выстрела уничтожать средние и тяжелые танки противника.В 1942-м появилась модель Ju-88А-4: в носовой части был смонтирован массивный контейнер с 75-мм пушкой, аналогичной пушке танка Pz.Kpfw.IV. После отстрела на специальном полигоне немцы решили еще больше усилить орудие, поэтому на машину решили поставить 75-мм длинноствольную противотанковую пушку Pak.40, хорошо себя показавшую в наземных боях. Работы шли неспешно, и первая партия из 18 Ju.88P-1 с 75-мм орудием ВК-75 под кабиной и усиленной бронезащитой была передана в войска осенью 1943 года.
Получившее обозначение ВК-7.5 орудие представляло собой адаптированный для использования в авиации вариант противотанковой пушкиPak.40с длиной ствола в 46 калибров. При этомна самолете могла использоваться вся номенклатура боеприпасов, применимая в противотанковом орудии. Для снижения отдачи орудие оснастили дульным тормозом. Вес контейнера достиг тонны, а пушка почти на полтора метра выступала из корпуса! Бронебойно-трассирующий снаряд массой 6,8 кг покидал ствол длиной 3 920 мм с начальной скоростью 732 м/с, и на дистанции 500 м по нормали пробивал 130-мм броню. Для заряжания 75-мм орудия ВК-7.5 был применён пневмоэлектрический механизм с радиальным магазином на 12 снарядов. Полный цикл перезарядки орудия после выстрела занимал 2 секунды. Скорострельность 75-мм пушки была не высокой, за время атаки пилот успевал произвести не более 2 выстрелов.
Пушка и крупногабаритный обтекатель сильно увеличили лобовое сопротивление Ju-88Р-1 и сделали самолет очень сложным в управлении и уязвимым для истребителей. Максимальная скорость у земли снизилась до 390 км/ч.Широкого распространения эта модификация «Юнкерса» также не получила,потому что выяснилось, что самолеты быстро разрушаются от стрельбы,но машина вошла в историю как носитель самой мощной авиационной пушки.
Вариант Ju-88Р-3 был более приземленным. Он нес две 37-мм пушки Flak-38, которых, в принципе, хватало для нанесения урона советским танкам при стрельбе сверху. Пушки меньшего калибра обладали более высокой скорострельностью и не столь сокрушительной отдачей. Однако в серию Р-3 не пошел – представителей люфтваффе не устроил уровень защищенности кабины.
ВариантJu.88Р-4 имел на вооружении 50-мм пушку ВК-5.0.Эта авиационная автоматическая пушка создана путем переделки из танковой 60-калиберной полуавтоматической пушки KwK.39 с вертикальным клиновым затвором.Питание орудия происходило из замкнутой металлической ленты на 21 снаряд. Досылание снаряда осуществлялось при помощи электропневматического механизма. Благодаря этому темп стрельбы составлял 40-45 выстр/мин. При неплохой практической скорострельности и надёжности вся артиллерийская система получилась очень тяжелой и весила около 540 кг. Орудие обладало высокой бронепробиваемостью. На дальности 500 м бронебойный снаряд массой 2040 г., вылетевший из ствола со скоростью 835 м/с, при угле встречи 60° пробивал 60-мм броню.В начале 1944 года начались поставки на фронт тяжелых штурмовиков Ju-88Р-4 с 50-мм орудием. В разных источниках указывается различное число построенных экземпляров: от 32 до 40 машин. Из-за незначительного числа построенных Ju.88Р оценить их боевую эффективность сложно. Машины с тяжелым артиллерийским вооружением могли бы результативно действовать в начальный период войны, но после потери немцами господства в воздухе, тяжелые штурмовики, действующие днем над полем боя, были обречены на катастрофические потери.
Без специального самолета-штурмовика начала бои на европейском театре и англо-американская авиация. После высадки в Нормандии войскам на поле боя помогали средние и даже тяжелые бомбардировщики. Широко привлекались на роль штурмовиков истребители: «Спитфайер», «Тайфун», «Темпеот», «Мустанг» и «Тандерболт». Понятно, что это была вынужденная мера. Но от слишком больших потерь союзников спасало подавляющее численное превосходство их авиации и массированность ее применения. В Северной Африке против танков Роммеля активно действовали истребители-бомбардировщики «Харрикейн»Mk.IID, оснащенные 40-мм пушками VickersClassSв отсеке под каждым крылом. Пушка Vickers S создавалось для воздушного боя, и изначально имела осколочно-фугасные снаряды. В сентябре 1941 года фирмой «Vickers» был разработан бронебойный снаряд Mk.I, который имел заостренный нос, и был способен пробить до 50 мм брони.
Пушка весила 134 кг, имелабарабанный магазин на 15 патронов, темп стрельбы 100 выстр/мин. Прицеливание пушек S осуществлялось через обычный рефлекторный прицел Mk.II, но помимо того, на самолетах стояло два пристрелочных пулемета Browning 0.5, заряжавшихся трассерам. С июня 1943 года «артиллерийские» штурмовики начали действовать в Европе. Если в Африке основными целями была бронетехника, то в Европе они в основном охотились за паровозами. Однако тяжело-пушечные «Харикейны» выпустили в небольшом количестве. Поэтому какой-либо заметной роли в войне сыграть они не смогли, кроме того,довольно тяжелые пушечные установки снизили максимальную скорость и без того не быстрого «Харрикейна» на 64 км/ч, что сделало самолет очень легкой добычей для немецких истребителей.
Пушечный вариант «Митчелла» был разработан фирмой «Норт Американ», машина получила обозначение В-25G. Они несли службу в составе Воздушных сил США на Тихом океане с февраля 1944 года.Основной особенностью этого самолета было то, что 75-мм пушка М-4, расположенная в носовой части фюзеляжа, была полностью скрыта в корпусе. Ее боезапас состоял из 21 снаряда массой по 6,8 кг. Заряжание осуществлялось вручную, для чего в состав экипажа был введен шестой человек. Пушка М4 представляла собой французское орудие времен Первой Мировой войны, у которой лишь изменили конструкцию замка. Общая длина пушки составляла 2,90 м, а масса 405 кг. Общая длина всей орудийной установки достигала 4,27 м, поэтому пришлось пожертвовать частью бомбоотсека.
После постройки 405 самолетов выпуск их прекратили, что было связано с появившимися проблемами в заряжании пушки и стрельбы из нее. М4 заменили облегченной пушкой М5. Новый вариант получил обозначение В-25Н. На нем также усилили наступательное пулеметное вооружение. Всего В-25Н имел 14 пулеметов калибра 12,7 мм. Кроме того, часть машин была оснащена восьмью направляющими для РС.Пилот наводил машину на цель с помощью прицела N-6A. Теоретически хорошо тренированный экипаж мог обеспечить скорострельность орудия М5 до 30 выстрелов в минуту, однако, как правило, за один боевой заход удавалось выстрелить три раза.Впрочем, целей для 75-мм пушки было немного, а в подавляющем большинстве случаев вполне хватало 12.7-мм пулеметов. Часто В-25Н специализировались на разрушении мостов.
M4 и М5 являлись идентичными конструктивно. Это было полуавтоматическое однозарядное орудие с длинным откатом ствола и автоматическим вертикальным затвором. Масса пушки М4 составляла 405 кг, которая была уменьшена до 184 кг на версии М5, со станками системы весили 567 кг и 346 кг соответственно. Ствол длиной 2.78 м имел 24 правосторонних винтовых нареза. Начальная скорость в зависимости от применяемых боеприпасов колебалась в пределах от 600 м/с до 620 м/с. В основном использовались ослабленные бронебойно-трассирующие снаряды M72 «Shot» массой 6,32 кг; масса выстрела 8,52 кг.
К середине войны для ВВС США фирма «Бичкрафт» (Beechcraft) построила и испытала опытный экземпляр многоцелевого самолета ХА-38 «Гризли. Главным орудием нападения стала 75-мм пушка Т9Е1 (М10) снабженная автоматом заряжанияс 20 патронами, установленная в носовой части перед кабиной летчика.Темп стрельбы составлял 55–60 выстр./мин. Экипаж самолета состоял из трех человек: пилота-радиста, оператора вооружения и кормового стрелка. При таких параметрах ХА-38 вполне соответствовал средним бомбардировщикам того времени, но главной его задачей считалось отнюдь не нанесение бомбовых ударов. В замыслах конструкторов ХА-38 виделся скорее, как тяжелый истребитель-перехватчик, благо мощное вооружение и высокая проектная скорость позволяла бы ему бороться не только с бомбардировщиками, но и истребителями противника.«Гризли» весил 14515 кг, имел максимальную скорость 605 км/час, дальность 2615 км, длину 15,7 м.
Пушечный самолет в годы второй мировой войны стал самым грозным оружием в борьбе с бомбардировщиками и танками. Получив свое первое боевое крещение во время Первой мировой войны, авиационная пушка достигла апогея в своем развитии именно в это время. Небывалые успехи в области ракетостроения отодвинули пушки на второй план, но и сейчас они занимают достойное место в авиационном арсенале, как оружие ближнего боя. Правда, их калибры уступают своим прародителям.
Окончание следует.
Автор: Юрий Каторин
Здесь можно найти другие статьи авторов канала.
Канал нуждается в поддержке. Поддержать можно тут.
Читателям, интересующимся историей техники, Кот рекомендует канал Сергея Мороза.