Найти тему
Кот-ученый

Пушки в воздухе. Часть.5. Авиационные пушки реактивной эпохи

Окончание. См. часть 1 , часть 2 , часть 3 и часть 4.

А130
А130

Первой пушкой, оседлавшей реактивную тягу, стала 30-мм немецкая МК-108. Четыре пушки МК-108 стали штатным вооружением реактивных истребителей Ме-262. Нельзя сказать, что ее применение можно признать успешным, явно скорострельность пушки была недостаточной для столь быстрой машины, как Ме-262. Но за неимением лучшего…

Наука и Техника | Дзен

В конце Второй мировой войныв СССР активизировались работы по созданию реактивной техники. Четыре конструкторских бюро — Микояна, Яковлева, Лавочкинаи Сухого получили задание Правительства и приступили к разработке реактивных истребителей. Самолёты Як-15 и МиГ-9 стали первыми советскими реактивными истребителями. Як-15 поднялся в воздух через два часа после взлёта МиГ-9, это произошло 24 апреля 1946 года.

Истребитель МиГ-9, вооруженный пушкой Н-57
Истребитель МиГ-9, вооруженный пушкой Н-57

При этом тяжелую пушку получил только истребитель Микояна, а Як-15 оснастили НС-23КМ 2×23 мм с боезапасом 60 снарядов. Самолеты МиГ-9 первоначально вооружались 57-мм пушкой Н-57с боекомплектом из 20 выстрелов, котораясмотрела вперед из перегородки сопла, поскольку быларасположена между двух двигателей. Впрочем в последствии самолеты были переоснащены пушкой Н-37 системы А.Э. Нудельмана с боезапасом 40 снарядов и двумя 23-мм пушками НС-23КМ с боезапасом по 80 патронов, установленных по бокам от передней стойки шасси.

57-мм автоматическая пушка Н-57 была разработана ОКБ-16 в инициативном порядке. Для такого калибра, она имела относительно небольшую массу (135 кг) и удобно компоновалась в самолёте (длина 2185 мм). Автоматика пушки работала на энергии отдачи при коротком ходе ствола. Отдача также была относительно невелика, ибо при разработке 57-мм патрона для пушки, конструкторы пошли по тому же пути, что и в случае с Н-37, сделав сравнительно слабый патрон 57х160RB, 2-килограмовый фугасный снаряд которого покидал ствол с начальной скоростью около 600 м/с.

Пушка Н-57 и образцы боеприпасов к основным авиационным системам СССР
Пушка Н-57 и образцы боеприпасов к основным авиационным системам СССР

На истребителе МиГ-9 (третий прототип) 10 и 17 октября были совершены вылеты на полигон в Ногинске и стрельбы. Огневые испытания показали, что поведение самолета в воздухе при стрельбе из 57-мм пушки нормальное, а сама стрельба в воздухе прошла успешно. Более того, по темпу стрельбы пушка Н-57 показала даже большую скорострельность, чем планировалась, достигнув 257 выстр/мин.Это был первый и единственный в истории авиации случай установки 57-мм пушки на реактивном истребителе. В 1947 году производство пушки Н-57 было начато на заводе № 535 (г. Тула), где была изготовлена опытная серия из 36 пушек, и часть самолётов первой партии была ей вооружена. Но летал реактивный МиГ с ними не долго. Неважная маневренность отечественного реактивного первенца заставила искать способы облегчить конструкцию машины, в результате, пушка Н-57 была вскоре заменена на 37-мм Н-37. Изменения в составе вооружения МиГ-9 утверждал лично И.В. Сталин. Всего за три года было изготовлено 604 МиГ-9.

Пушка 120 П (Н-37), на переднем плане
Пушка 120 П (Н-37), на переднем плане

В ОКБ-16 на базе НС-37 было разработано новое 37-мм орудие. Оно получило индекс 120-П (Н-37). Работы по этому изделию (под патрон 37х155 мм) велись с 1944 года. Они были направлены на улучшение основных характеристик и снижение массы орудия. Пути для этого были достаточно очевидными – это принесение в жертву баллистики путем уменьшения длины ствола и энергетики патрона. Кроме того, по сравнению с НС-37 в новой пушке был переработан узел отката ствола. Возвратная пружина из казенной части ствольной коробки была перемещена вперед, и расположена открыто вокруг ствола, что также способствовало уменьшению масса-габаритных параметров системы. Питание пушки патронами – непрерывное и осуществлялось при помощи звеньевой металлической ленты. Боекомплект определялся габаритом патронного ящика. Перезарядка – сжатым воздухом. Масса пушки (полная) 103 кг, темп стрельбы 400 выстр/мин, длина 2455 мм, начальная скорость снаряда 690 м/с.

Пушка Н-37Д
Пушка Н-37Д

Эта пушка была принята на вооружение и после войны получила широкое распространение, а их производство было прекращено в 1960 году. До 1949 года пушки изготовлялись с однокамерным дульным тормозом, имевшим один ряд окон, и обозначались Н-37. С 1961-го пушкам, имеющим однокамерный тормоз с двумя рядами окон, присвоено наименование Н-37Д.Она и ее дальнейшие модификации применялись на многих реактивных истребителях первых поколений, таких как МиГ-9, Су-13 (Н-37 с однокамерным дульным тормозом, имевшим один ряд окон, боекомплект 40 патронов), МиГ-15, МиГ-17 (Н-37Д соднокамерным дульным тормозом с двумя рядами окон,боекомплект 40 патронов). Перехватчик Як-25 имел две пушки Н-37Лс более длинным стволом и без надульных устройств с боекомплектом по 100 выстрелов на ствол.

Пушка Н-37Л
Пушка Н-37Л

Наконец, в ОКБ-16 была создана самая мощная, 76-мм пушка НС-76. Автоматика ее работала за счет отдачи при коротком ходе ствола. Питание – ленточное, лента металлическая. Пушка испытывалась только на земле. Работы над пушкой были прекращены после испытаний первого опытного образца, несмотря на надежную работу автоматики.

Пушка ГШ-2-30
Пушка ГШ-2-30

ГШ-23 – одна из самых известных и массовых − предназначена для оснащения подвижных и неподвижных пушечных установок. Была поставлена на вооружение в 1965 году и устанавливалась на рекордное количество летательных аппаратов. Однако, ее калибр нельзя отнести к тяжелым. К началу 1980-х годов по настоянию Управления вооружений Министерства обороны СССР с целью унификации принят единый для ВВС, ВМФ и армии калибр артиллерийских систем 30 мм. К этому времени на основе отработанной конструкции ГШ-23 в Конструкторском бюро приборостроения (КБП) создана двухствольная авиационная пушка ГШ-2-30 (Грязева—Шипунова, 30 мм), сохранившая основные конструктивные решения предыдущих систем. Пушка ГШ-2-30 использует газоотводный привод автоматики, имеет два затвора и два ползуна, работающие при стрельбе в противофазе, когда накат одного с подачей и запиранием патрона порождается откатом другого, отпиранием ствола и извлечением стреляной гильзы. Масса 109 кг, длина 1978 мм, темп стрельбы 3000 выстр./мин, боекомплект 250 патронов.

Пушка 2А42
Пушка 2А42

В 1980 году на вооружение поступило универсальное орудие, разработанное союзом Грязева и Шипунова – автоматическая пушка 2А42. Орудие устанавливается как на боевые машины БМП-2, БМД-2, БМД-3, БТР-90, БМПТ, так и на ударные вертолеты Ка-50, Ка-52, Ми-28. Общая длина пушки превышает 3 м, масса без боекомплекта – 115 кг. Это очень надежная и неприхотливая пушка, которая позволяет произвести отстрел всего боекомплекта в 500 снарядов калибром 30 мм за одну минуту. Боепитание — селективное из двух патронных ящиков, снаряжаемых патронами с бронебойными и осколочно-фугасными снарядами.

 Пушка ГШ-6-30
Пушка ГШ-6-30

Одно время на вооружении ВВС состояла шестиствольная 30-мм авиационная пушка — ГШ-6-30 (ТКБ-635): Работа автоматики пушки ГШ-6-30 (ТКБ-635) основана на принципе использования энергии пороховых газов. отводимых поочередно из каждого ствола. На вооружение пушка ГШ-6-30 принята в 1974 году и получила индекс 9-А-621. Пушкой ГШ-6-30 вооружены самолеты Су-24МК (одна, боекомплект 500 патронов) и МиГ-27. После нескольких аварий, 30-мм пушка была сочтена чрезмерно мощной и заменена на более легкую (всего 76 кг) 23-мм пушку ГШ-6-23 (ТКБ-613), имевшую темп стрельбы 9000 выстрелов в минуту. Ей вооружались самолеты МиГ-27, МиГ-31, Су-24, Су-24М.

Научно-популярные каналы на Дзене: путеводитель
Новости популярной науки12 марта 2022

Еще одним разработчиком тяжелых авиационных автоматов стало ЦНИИ-58 – Центральное артиллерийское КБ, руководимое Василием Гавриловичем Грабиным (1900–1980), известным конструктором артиллерийского вооружения. В конце войны в ЦАКБ были разработаны два проекта тяжелых авиапушек – 57-мм С-10 и 45-мм С-20. В 1946 году ЦНИИ-58 было разработано несколько пушек системы В14: 76-мм В14-111, 57-мм В14-112 и 37-мм В14-113 с автоматикой короткого отката ствола. Пушка В14-113 планировалась для подвижных установок на бомбардировщиках; пушки В14-112 и В14-111. К 1949 году было изготовлено три опытных образца 37-мм пушки В14-113 и начаты их заводские испытания. В том же году был изготовлен один экземпляр 57-мм пушки В14-112, который поступил на испытания. В ЦНИИ-58 для В14-112 также был создан один тип боеприпаса – снаряд ОФЗТ. На вооружение ни одна из пушек типа В14 так и не поступила.

В.Г. Грабин
В.Г. Грабин

В 1947–1948 годах в ЦНИИ-58 разработали две еще более мощные авиационные пушки – 57-мм В-7031 и 65-мм 0904. В 1948 году были проведены заводские испытания двух опытных образцов 57-мм пушки В-7031 в объеме 2100 выстрелов. В 1949 году третий образец пушки прошел контрольные испытания в НИИ ВВС. В 1948-м были изготовлены и прошли заводские испытания два опытных образца пушки 0904. На вооружение пушки В-7031 и 0904 так и не поступили. Наступила эра околозвуковых и сверхзвуковых реактивных самолетов, которым такие мощные пушки были не нужны. Однако, было принято решение о разработке 100-мм авиационной пушки, поскольку поступили существенно повлияли данные разведки о создании в США мощных крупнокалиберных автоматических авиационных пушек. Позже выяснилось, что это была дезинформация.

100-мм авиационная автоматическая пушка В-0902
100-мм авиационная автоматическая пушка В-0902

В 1948 году в ЦНИИ-58 начались работы над 100-мм авиационной автоматической пушкой В-0902. Ее предполагалось ставить на самолеты-бомбардировщики типа Ту-2 и Ту-4, которые собирались переделать в истребители. Естественно, ни винтомоторные (Як-3, JIa-5, Ла-7, Ла-9 и др.), ни реактивные (Як-15, МиГ-9 и др.) истребители физически не могли нести эту пушку из-за ее веса и отдачи. Автоматика 100-мм пушки В-0902 – механического типа с длинным ходом ствола, при этом все операции производились принудительно за счет энергии отдачи. В-0902 получилось довольно компактной. Дульный тормоз компенсировал 65% энергии отдачи, питание орудия осуществлялось из магазина емкостью 15 выстрелов, перезарядка осуществлялась с помощью пневматики. Управление огнем пушки и перезарядкой велось из кабины летчика. Вес пушки без коробки питания составляла 1350 кг. Темп стрельбы – 30,5 выстрела в минуту. Усилие отдачи – 5 т (49,5 кН).

Ту-4
Ту-4

В 1948 году был изготовлен опытный образец пушки В-0902 и проведены ее заводские испытания. В 1949 году по результатам стендовых испытаний и отладочных стрельб (наземных) проводилась конструктивная доработка опытного образца. К концу года образец был подготовлен к летным испытаниям, но программу закрыли. Для стрельбы по воздушным целям была создана 100-мм дистанционная граната с убойно-зажигательными элементами. Вес гранаты 15,6 кг. Граната содержала 0,605 кг взрывчатого вещества (вышибной заряд) и 93 убойно-зажигательных элемента весом от 52 до 61 гр каждый. Снаряд оснащался дистанционной трубкой ВМ-30.

100-мм пушка В-0902 стала самой мощной автоматической авиационной пушкой не только в СССР, но и, по-видимому, в мире. С технической точки зрения это был шедевр инженерной мысли. Беда лишь в том, что она опоздала лет на пять. В 1944—1945 годах скоростной бомбардировщик мог из нее практически безнаказанно расстреливать летящие плотным порядком летающие крепости Б-17 и Б-29 с дистанции 1 км и больше. Появление скоростных реактивных истребителей кардинально изменило тактику воздушного боя, и тяжелые авиационные пушки потеряли всякое значение, по крайней мере, для стрельбы по самолетам. В 1950-е годы эпоха сверхтяжелых авиапушек навсегда стала историей.

В европейских странах наиболее распространенными стали авиационные пушки «Эрликон» и «Мадсен» калибра 20 мм и 23 мм, но основным оружием считались ракеты. Однако, после завершения ракетной эйфории шестидесятых и вьетнамского урока – подход к «авиационной поддержке сухопутных войск» изменился. Видимо, вспомнив концепцию советского «летающего танка» Ил-2, американские военные захотели видеть над полем боя живучую бронированную машину и требовали: скорость не менее 740 км/ч, высокую маневренность на малой высоте, возможность базирования на грунтовых аэродромах, наличие мощного пушечного вооружения. Воктябре 1975 года взлетел первый серийный штурмовик A-10A, получивший официальное название «Тандерболт» II («Удар грома II»).

Штурмовик А-10А «Тандерболт» II
Штурмовик А-10А «Тандерболт» II

Конструкция планера выполнена максимально прочной, лётчик и ключевые узлы защищены титановой бронёй, способной выдержать попадание 23-мм и осколков 57-мм снарядов, важные системы дублированы и даже затроены, самолёт адаптирован к взлёту с аэродромов без покрытия. Имеет два турбовентиляторных двигателя «General Electric» TF34-GE-100 тягой в 4112 кгс каждый, которые хоть и не делают его быстрым (максимум 834 км/ч), однако очень надёжны и экономичны, позволяют часами находится над полем боя. А-10 отличается маневренностью на малых высотах и стабильным полётом. Мощная 30-мм пушка и её системы заняли половину фюзеляжа. Поэтому, носовую стойку шасси пришлось установить не по осевой линии, а сбоку справа. Кроме пушки А-10 на 11 узлах наружной подвески А-10 может нести широкий спектр ракетно-бомбового вооружения массой до 7257 кг при массе пустого самолёта 9176 кг. Производился «Thunderbolt» II в 1975–1984 годах в одной модификации А-10А, выпустили 715 машин.

30-мм авиационная автоматическая пушка GAU-8 (поставить рядом)
30-мм авиационная автоматическая пушка GAU-8 (поставить рядом)

К 1974 году определились с «главным калибром» нового штурмовика. Им стала 30-мм семи ствольная пушка GAU-8. Ее масса составляет 281 кг, всей пушечной установки — 1830 кг (включая систему подачи патронов и барабан с полным боекомплектом в 1350 патронов, вес которого – 933,4 кг). Длина пушки — 2900 мм, длина стволов – 2229 мм, диаметр патронного ящика 86 см, длина 182 см, скорострельность 3900 выстр/мин, дульная скорость снаряда составляет 990 м/c. Принцип действия – схема Гатлинга с вращающимся блоком стволов и внешним приводом на автоматику. Цикл стрельбы начинается с раскрутки блока стволов от 2 гидравлических приводов, питающихся от гидросистемы самолёта. Система подачи патронов GAU-8/A беззвеньевая для уменьшения массы. Стреляные гильзы не выбрасываются наружу, а собираются в барабане, чтобы не повредить обшивку во время стрельбы. Пушки выпускались на заводах «General Electric», в настоящее время производство прекращено.

Компоновка штурмовика А-10А
Компоновка штурмовика А-10А

До появления А-10, в США был создан уникальный летающий аппарат – «Lockheed» AC-130 «Spectre» (Спектр), летающая батарея непосредственной поддержки подразделений сухопутных войск на поле боя. Сделана на базе транспортного самолета C-130 фирмы «Lockheed». Вооружение и дополнительное оборудование устанавливала фирма «Боинг». Машина активно участвовала во Вьетнамской войне на т. н. «тропе Хо Ши Мина». Самолёт имеет уникальную компоновку — всё стрелково-артиллерийское вооружение находится по левому борту грузовой кабины перпендикулярно оси самолёта, соответственно для его применения по наземным целям он постоянно выполняет левый вираж вокруг района цели. Самолет может часами наворачивать круги над полем боя и по первому запросу о помощи пехотных или союзных войск, нанести по противнику удар.

Стрелково-артиллерийское вооружение АС-130 находится по левому борту машины
Стрелково-артиллерийское вооружение АС-130 находится по левому борту машины

Вооружение самолёта состоит из нескольких артиллерийских орудий. Всё установленное на борту АС-130 оружение управляется с помощью компьютеризированной поисково-прицельной системы. Это обеспечивает возможность эффективного применения огневых средств самолета круглосуточно, в любых погодных условиях. Отсек вооружения отделён от остального пространства кабины противодымной переборкой, заряжающие работают в масках. Экипаж 14 человек из них: 5 офицеров (командир, второй пилот, штурман, оператор управления огнём и оператор РЭБ); 9 сержантов (бортинженер, оператор ТВ-системы, оператор ИК-системы, специалист по погрузочно-разгрузочным работам, заряжающий и четыре стрелка-артиллериста)

Состав вооружения АС-130 зависит от модификации инепрерывно совершенствовалось. В итоге, начиная с модификации AC-130H, на борту появилась даже 105-мм гаубица. Единственная модификация, используемая по сегодняшний день – AC-130J «Ghostrider». Было приобретено 32 самолета. Он оснащен двумя 20-мм M61 Vulcan, одной 40-мм пушкой L/60 Bofors – авиационной версией знаменитой зенитки, 105-мм пушкой M137 с возвратным механизмом M37 от гаубицы M102. После 1994 года 20-мм пушки перестали использоваться, и были заменены одной 25-мм пушкой GAU-12.

105-мм пушка боевого самолета AC-130
105-мм пушка боевого самолета AC-130

С начала семидесятых «главным калибром» самолетов AC-130 всех модификаций была 105-мм гаубица M102 с противооткатными устройствами M137A1. Для монтажа на самолете существующее буксируемое орудие лишили лафета и некоторых других деталей, укоротили ствол, а также оснастили новыми агрегатами. Система управления позволяет легко поворачивать ствол в пределах 40° по углу места и 20° по азимуту. Расчет такой гаубицы состоит из 3-х человек.В таком виде гаубица используется до сих пор и показывает требуемые боевые качества,стреляя 33-фунтовым (15 кг) снарядом. Но запчасти для них давно не производятся, возобновление выпуска нецелесообразно, а складские запасы подходят к концу. новая гаубичная установка М137 105mm GAU принципиально не отличается от изделия M102, но она выполнена из деталей и узлов современного производства. За счет этого могут быть улучшены некоторые технические и эксплуатационные характеристики. Одновременно создается значительный задел для длительного использования новых установок без каких-либо проблем с ресурсом и запчастями.

Артиллеристы заряжают 105-миллиметровую пушку боевого самолета AC-130
Артиллеристы заряжают 105-миллиметровую пушку боевого самолета AC-130

Самолеты непосредственной поддержки войск верой и правдой служили много лет, однако главный гвоздь в крышку гроба их будущего забил технический прогресс– с развитием и совершенствованием ударных дронов, происходят потрясающие метаморфозы и с тактикой применения ВВС. Кроме того, подготовка одного летчика для ударной машины стоит, в среднем, около миллиона долларов за весь курс. Для сравнения – курс подготовки оператора ударного БПЛА стоит в 10 раз меньше. Если бы в 1970-е кто-то сказал, что ударные самолеты с огневыми возможностями танков станут никому не нужны, военные бы подумали, что этому человеку несомненно место в психиатрической лечебнице. Но времена меняются – несмотря на необходимость присутствия человека на поле боя, будущее тактических операций, за беспилотной авиацией. Мнение и в США, и в России на этот счет примерно одинаково, потому ни Су-25, ни A-10 «Thunderbolt II»,ни С-130 давно не производятся. Сейчас в авиации зачастую ставится под сомнение сама необходимость установки автоматической пушки, и многие считают, что автоматические пушки на многофункциональных истребителях остаются скорее вследствие определённого консерватизма ВВС.

Автор: Юрий Каторин

Здесь можно найти другие статьи авторов канала.Канал нуждается в поддержке. Поддержать можно тут.Читателям, интересующимся историей техники, Кот рекомендует канал Сергея Мороза.