О Внутреннем Ребенке сказано и написано очень много слов. И многие из нас уже хорошо знакомы с этой частью нашей психики. НО! Быть знакомым с Внутренним Ребенком и уметь с ним качественно взаимодействовать — это разные вещи. Знаю многих людей, которые познакомились со своим Внутренним Ребенком, понимают пользу заботы о нем, но дальше этого осознания так и не идут, старые паттерны поведения не меняют, заботиться о нем не научились. И я понимаю почему. Этот процесс поначалу вызывает очень сильное сопротивление, через которое трудно пройти. Но только через выстраивание качественного контакта с Внутренним Ребенком мы по-настоящему обретаем свою силу.
Давайте знакомиться! Я психолог, транзактный аналитик Татьяна Панова. В своей работе огромное внимание уделяю налаживанию контакта с Внутренним Ребенком, выстраиванию новых поведенческих привычек заботы о себе на более глубоком уровне. Я не использую сложную терминологию, стараюсь даже сложные вещи объяснять простым языком.
Давайте обо всем по порядку.
Кто такой внутренний ребенок?
По Эрику Берну Ребенок — это наши чувства, мысли, поведение, которые мы активно использовали в детстве и в своей взрослой жизни периодически продолжаем использовать. Например, привычка капризничать, дуться, обижаться, эксплуатировать свою беспомощность.
Иными словами Внутренний Ребенок — это наш чувствующий психический орган. Здесь живут наши эмоции, чувства, желания, мечты, ощущения, идущие от тела. При должной заботе и уходе Внутренний Ребенок дает нам чувство радости, глубокого удовлетворения, чувство вдохновения, заряд энергии на новые свершения.
Но в процессе воспитания под воздействием требований, предъявляемых к нам, а так же влияния различных травмирующих обстоятельств без оказания должной поддержки формируются различные защитные механизмы. Эти механизмы, помогали нам выжить в суровых жизненных обстоятельствах в детстве, а во взрослой жизни они больше мешают нам, отдаляют нас от самих себя, от своего Внутреннего Ребенка. Мы становимся нечувствительны к собственным потребностям, желаниям,эмоциям и чувствам. А без этой чувствительности мы часто совершаем выборы не в свою пользу, что в конечном итоге приводит нас к различным неприятным последствиям, начиная с эмоционального выгорания, заканчивая психическими и соматическими заболеваниями. Находясь в таком состоянии мы чувствуем себя беспомощными и нам кажется, что наши чувства управляют нами — захлестывают, накрывают, затапливают. Мы чувствуем себя слабыми. Выход из этого состояния только один — восстанавливать контакт с внутренним ребенком и учиться о нем хорошо заботиться на постоянной основе. Только через выстраивание теплых доверительных отношений со своим внутренним ребенком возможно управлять своими чувствами и эмоциональными состояниями.
Внутренний Ребенок бывает в трех состояниях:
Послушный Внутренний Ребенок
Это тот самый ребенок, для которого благополучие других людей важнее собственного. Он слушается, идет навстречу, помогает обычно в ущерб себе, своим интересам. Взрослый человек с ведущим Послушным Ребенком — это очень ответственный и удобный сотрудник, который выполнит все, даже сверх положенного, и никогда не откажет. В семье такой человек берет на себя львиную долю обязанностей и ответственности за семью. Он впрягается и везет, делая жизнь комфортной для окружающих, не думая при этом о себе. Его выборами руководят другие значимые для него люди.
Бунтующий Внутренний Ребенок
Когда ребенок растет и развивается, бунт ему необходим, что бы отделиться от своих родителей, от их уклада и ценностей, провести черту между Я и НЕ Я. Поэтому в процессе своего развития и становления личности каждый человек проходит через несколько кризисов, связанных с сепарацией. И это норма. Но бывает, что ребенок выбирает бунт как способ выживания, например в агрессивной среде. Он таким образом защищается от боли — нападает в ответ. Когда такой ребенок вырастает и попадает в другую не агрессивную среду, он продолжает по привычке защищаться. Это проявляется в бесконечных спорах, обесценивании, беспочвенных обвинениях, капризах. И выборы свои он совершает на зло, из чувства противоречия по отношению к значимым для него людям. Взрослый человек с ведущим состоянием Бунтующий Ребенок очень тяжел в общении, он одновременно и жаждет близости и избегает ее, выстраивая непроницаемые защиты.
Свободный Внутренний Ребенок
Это одновременно и наша цель, и наша утрата. Естественный внутренний ребенок, который принимает и любит свое тело, все свои проявления и чувства и для него это ОК, он при этом хороший — это то, какими каждый из нас пришел в этот мир, и то, что мы утратили в процессе взросления. Свободный ребенок чувствует себя любимым нужным и в безопасности, он активен, проявляет спонтанность, полную гамму чувств, он искренен, креативен. Ему не знакомо чувство вины и стыда. Он просто есть и это великое счастье. Взрослый в Свободном Ребенке — это человек творческий, можно сказать смелый. Он точно знает чего он хочет, куда и с кем он идет, умеет отказывать, когда это противоречит его интересам, он способен на настоящую близость, ему так же хорошо и с самим собой наедине. Этот человек энергичный, полон желаний и мечт, он умеет радоваться жизни, он умеет хотеть и добиваться своего. Он независим во всех смыслах этого слова. Он умеет зарабатывать, принимать свои собственные решения ни ради кого-то и ни против, а ради себя самого.
В разные моменты своей своей взрослой жизни мы можем пребывать в разных состояниях своего Внутреннего Ребенка. Но часто бывает так, что человек фиксируется в каком-то одном состоянии (например, в послушном или бунтующем ребенке), а другие для него недоступны. В процессе психотерапии мы по очереди выводим на свет каждое состояние ребенка, выстраиваем новые взаимоотношения, стараемся услышать каждого, учимся заботиться, бережно относиться. Иными словами создаем пространство для проявления Свободного Ребенка.
Если чувствуете, что не управляете своими эмоциями, а эмоции управляют вами, если часто не удовлетворены своей жизнью и своими отношениями, добро пожаловать в терапию для знакомства со своим Внутренним Ребенком и выстраивания с ним новых поддерживающих отношений.