Если говорить о железнодорожных катастрофах в нашей необъятной, то нельзя не упомянуть самую первую.
Итак, год 1840й, ночь 11 на 12 августа. Царскосельская железная дорога.
В 11 часов вечера из пункта А в пункт Б (ой, извините, с ребенком перезанимался) из Царского Села в Санкт-Петербург вышел поезд «в осьмнадцать повозок, везомый паровозом «Богатырь». Управлял составом англичанин Роберт Максвелл. По распоряжению начальства железной дороги, объявленного машинисту с утра и повторно доведенному до его ушей непосредственно перед отправлением, поезд должен был сделать остановку на станции у Московского шоссе и пропустить встречный поезд из Санкт-Петербурга.
Однако Максвелл, забыв о распоряжении, мало того, что проехал мимо станции, так еще и не обратил внимание на то, что рельсы «повернуты были не прямо, а на объездную дорогу, на которую выезжают только для того, чтобы выждать проезд петербургского паровоза».
Так как в те давние времена железнодорожное полотно было однопутным, т.е. все поезда следовали по одному пути, пропуская встречные в специальных карманах, трагедии было не избежать.
В восьми верстах от столицы поезда встретились. Встречный – с пустыми вагонами и паровозом «Лев» во главе – вел машинист Пехман. Несмотря на все попытки затормозить, ни одному из машинистов этого сделать не удалось. Максвелл, понимая, что столкновение неминуемо, «остановил пары», скинул задачу остановить поезд на прислужника и ушел в закат.
Как вы все понимаете, случилось столкновение, в результате которого три из восемнадцати вагонов, следовавших за «Львом», были смяты, а три из поезда «Богатыря» – сильно повреждены. Сам «Богатырь» превратился в груду металлолома.
Погибло шесть человек, в том числе четверо мужчин и две женщины: иностранец Ден, сын купца Зверкова, купеческий сын Терентьев и его мачеха, жена красильщика Мозебаха и крестьянин Афанасьев (угольщик «Льва»). Ранены 21 человек, из них 6 тяжело. Александр Бенуа позже описывал место катастрофы: «потянулись поля, огороды, промелькнули станции Царского Села и Средней Рогатки, справа проплыла роща со многими надгробиями (там были похоронены жертвы первой в России железнодорожной катастрофы)».
Англичанин Роберт Максвелл был пойман полицией. Как потом выяснилось он был изрядно пьян.
Что любопытно: управляющий путей граф Карл Фёдорович Толь после этого инцидента издал приказ, предусматривающий замену склонных к пьянству машинистов-англичан на трезвенников-немцев, а паровозные бригады стали комплектоваться вторыми машинистами.
P.S. Цитаты взяты из газеты "Северная пчела" от 18 августа 1840 г.
Автор: Александр Горячев