21,1K подписчиков

Зачем Пушкин записал Сальери в убийцы Моцарта?

120 прочитали

Моцарт был знаменитостью при жизни. Его ранняя смерть не могла не вызвать той лавины сплетен и слухов, которая обрушилась на его имя после смерти гения. И сплетни об отравлении действительно имели место.

Но!

Первые гастроли Моцарта начались аж в январе 1762 года, – ребенку было шесть лет(!), – и далее мы наблюдаем 30 лет титанического труда над музыкальными произведениями и безостановочных гастролей.

Совершенно очевидно, что в конце своей плодотворной жизни Моцарт был на грани нервного и физического истощения.

Михай Мункачи
Михай Мункачи

Есть три аспекта прямо указывающих, что Сальери не причастен.

Рассмотрим их.

1.Козел отпущения Сальери

Итак, имя Сальери начали полоскать сразу после смерти Моцарта 5 декабря 1791 года в Вене. Бедолага Сальери вынужден был даже давать клятвы близким знакомым, что не мог совершить такое злодейство.

Во-первых, ему 41 год и он дорожит своим прочным положением при дворе,

Как известно после смерти императора Иосифа II новый Император в январе 1791 года Леопольд II разогнал придворных музыкантов, но отставку Сальери не принял.

Во-вторых, сочинения Сальери имели большой успех, и у публики, и финансовый.  Особенно опера "Тарар" – результат дружбы с Бомарше.

В-третьих, между композиторами не было никакого скандала.

В-четвертых, Как указывает в "Арзамасе" Марина Раку: "У Сальери была репутация достойного человека и исключительного педа­гога: его школу прошли сразу три гения — Бетховен, Шуберт и Лист. И ни од­ного из них он не пытался отравить".

Г.Н.О,Нил Последние часы жизни Моцарта
Г.Н.О,Нил Последние часы жизни Моцарта

В-пятых, болезнь Моцарта не протекала скрытно и в одиночестве, Моцарт был очень коммуникабельным, о чем свидетельствуют его письма и вечеринки с танцами в его доме. Друзья видели, что с ним происходило. Об этом пишет и Джеймс Ханекер. Веселые компании, огромные перегрузки в творчестве и обильное употребление вина. Вино было как для веселья, так и для поддержания сил и бодрости во время ночной работы. Если не было вина, – Констанция готовила мужу его любимый пунш. Фраза из письма: "Пусть наши задницы станут символом мира!" скорее свидетельствует о том, что автор был навеселе. Наверное, смерть наступила от скоротечной почечной болезни.

2. Таинственный заказчик «Реквиема» не так грозен, и не так таинственен

Имя заказчика и его намерения раскрыты. Там нет никакой мистики. Дворянин и композитор-любитель Франц Граф фон Вальсегг заказал «Реквием» своей умершей жене, чтобы выдать его за свое сочинение.

Легенда о написании «Реквиема» отравленным Моцартом за одну ночь – не более чем выдумка.

Заказчик не торопил композитора, и Моцарт не сидел над Реквиемом 24/7, как сейчас говорят. Моцарт не дописал это сочинение. После смерти Моцарта этим занялся его ученик — Франц Ксавер Зюсмайер. И три из семи частей – три завершающих части – это дело рук Зюсмайера. Даже в моей любимой «Lacrimosa» Моцарту принадлежат лишь первые восемь тактов.

Моцарт при смерти. Иллюстрация Чарльза Эдварда Чамберса из книги Джеймса Ханекера «The Steinway Collection of Paintings by American Artists: Together with Prose Portraits of the Great Composers». 1919 год
Моцарт при смерти. Иллюстрация Чарльза Эдварда Чамберса из книги Джеймса Ханекера «The Steinway Collection of Paintings by American Artists: Together with Prose Portraits of the Great Composers». 1919 год

Но пренебрегая источниками крупные авторитетные порталы пишут:

"Реквием Моцарта включает в себя семь частей: Introitus, Kyrie, Sequence (Dies Irae, Tuba Mirum, Rex Tremendae, Recordare, Confutatis, Lacrimosa), Offertorium, Sanctus, Benedictus и Agnus Dei. Каждая часть отличается своим структурным и музыкальным материалом, но все они были объединены Моцартом в единое грандиозное произведение".

Зачем так врать? Имя Моцарта в любом случае непоколебимо.

3. Вернемся к Пушкину... Зачем ему понадобилась литературная мистификация?

Во-первых, в одном из списков "опытов драматических изучений», как называл их автор, пьеса «Моцарт и Сальери» помечена как перевод с немецкого — как заметил М.П.Алексеев в комментариях к «пробному» седьмому тому Полного собрания сочинений Пушкина, автор первоначально хотел опубликовать их анонимно — опасаясь критических нападок Ф.В.Булгарина.

Во-вторых, источники "Моцарта и Сальери" Пушкиным не названы, есть лишь неточные ссылки на «некоторые немецкие журналы». Но немецкие домыслы в 1824 году разгромил известный музыкальный критик Нейком, а итальянские домыслы – известный музыкальный писатель Карпани. О них знали в России. Но на Пушкина мог повлиять граф Вильегорский - фанат Моцарта или еще кто-то.

В-третьих, есть литературный источник. Д. Благой в своё время обнаружил сходство в содержании между произведениями «Моцарт и Сальери» и «Лодовико Сфорца» Корнуола (фабула основана на двойном отравлении). Между двумя пьесами можно обнаружить и непосредственные текстуальные совпадения. Например, у Пушкина Сальери восклицает: «Постой, / Постой, постой!.. Ты выпил!.. Без меня?» — у Корнуола в сцене второго отравления: «Изабелла. А! Остановись, остановись — потише, / Подожди. Сфорца. Как, отчего? Изабелла. Ho — разве, разве ты будешь / Пить без меня?»

В-четвертых, известный факт, что Пушкин исследовал в первую очередь не биографию Моцарта, а такое свойство человеческой натуры как зависть. Среди рукописей Болдинского периода сохранена обложка с написанным рукой Пушкина заглавием: «Зависть».

В-пятых, есть цитата Пушкина о требованиях к драматургу: «Истина страстей, правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах».То есть не исторический факт, а "истина страстей", "правдоподобие".

В-шестых, смерть Моцарта была подвергнута слишком широкому обсуждению. Трудно представить, но названо более сотни причин. Известны десятки картин художников на эту тему, и везде, смерть Моцарта проходит среди друзей, от которых правды не скроешь.

В-седьмых, Пушкина привлекла дерзость Моцарта и конформизм Сальери в общении с монархами. Моцарт был знаком с императорами с детства.

Когда его главный меценат Иосиф II на премьере «Похищения из сераля» сказал:
— Слишком много нот, мой дорогой Моцарт. 
— Ровно столько, сколько нужно, Ваше Величество, - ответил композитор.

В-восьмых, 7 мая 1825 года умер Сальери, и по следам этого события Пушкин в 1826 году сделал предварительный набросок в селе Михайловском, а закончил свою "маленькую трагедию" в 1830-м. Возможно, он случайно подвернулся "под горячую руку" поэта.

P.S. И все же, Пушкин так щепетильно относился к историческим фактам. Как все это на него не похоже.

На 4 книги хотелось бы обратить внимание:

  • Арнонкур Н. Мои современники: Бах, Моцарт, Монтеверди.М., 2005.
  • Брион М. Моцарт.М., 2004.
  • Луцкер П. В., Сусидко И. П. Моцарт и его время.М., 2008.
  • Стендаль. Жизнь Моцарта.Стендаль. Собрание сочинений. В 15 т. Т. 8. М., 1959.