Недавно компания OpenAI, создавшая и поддерживающая ряд важнейших нейросетей вроде ChatGPT и DALL-E, заявила о том, что создает специальное подразделение, которое должно позаботиться о безопасности - дабы искусственный интеллект не причинил какой-либо вред человеческому обществу, например не принялся заниматься самостоятельной автономной репликацией или злонамеренным обманом.
Ходят даже слухи, что один из лидеров компании, Сэм Олтмен, всегда носит в своем рюкзаке ноутбук, способный экстренно отключить все сервера, на которых размещен ChatGPT. Как в таком контексте не вспомнить старого-доброго “Терминатора” от Джеймса Кэмерона?
Едва ли стоит напоминать про сюжет, но пару слов скажем. В далеком будущем нас ждет война. Война между машинами и человечеством. Искусственный интеллект Скайнет хоть и сумел стереть с лица земли большую часть цивилизации, но в итоге идет к неминуемому поражению, и для того, чтобы предотвратить роковой финал, собирается использовать устройство перемещения во времени.
Из 2029-го в 1984-й год отправляется киборг-убийца, запрограммированный на физическую ликвидацию некой Сары Коннор - простой официантки-неудачницы из Лос-Анджелеса, которой уготована судьба стать матерью Джона Коннора, человека, определившего победу homo sapiens над потерявшей контроль технологией. Но люди, сумевшие захватить устройство, отправляют вслед за Терминатором бойца сопротивления Кайла Риза, призванного защитить Сару и не дать Скайнету реализовать задуманное.
Если по какому-то случайному стечению обстоятельств кто-то из читателей не смотрел картину, то однозначно рекомендую - тем более, что предостережения Джеймса Кэмерона из 2023-го года смотрятся куда более зловеще и свежо, чем из 1984-го, когда об интернете только начинали говорить, а компьютерные программы умещались на дискетах. Однако здесь стоит остановиться на одном важном обстоятельстве. “Терминатор”, как и некоторые другие фантастические проекты (вроде недавно вышедшего “Боевого робота №4”), хоть и показывает смертоносность достаточно развитой техники, не перекладывает саму ответственность на нее. Скайнет - это разработка человека. Десятков и сотен инженеров, программистов, математиков.
Они создали технологию будущего, которая могла бы помочь человеку, говоря словами Энгельса, вырваться из царства необходимости в царство свободы, забрав на себя рутинные процессы и изнурительный физический труд (об этом почти прямо говорит Майлз Дайсон в исполнении Джо Мортона в “Терминаторе-2”, приводя пример с роботизированным пилотом самолета) и освободив пространство для более сложной, творческой, высшей деятельности. Но эта технология сразу оказывается в руках национального (в данном случае американского) правительства и, разумеется, военщины.
Хоть в фильме это и не освещается, но можно предположить, что отсутствие какого-либо общественного контроля над работой государственной бюрократии вообще и применением ею технического прогресса в частности сыграло немалую роль том, что произошел “поворот не туда”. Скайнет, превращенный в “мозг” для танков, бомбардировщиков и ядерных боеголовок, вырывается из-под контроля человеческих элит, обрушивая гибельное пламя не только на близоруких политиканов, но и на всё остальное человечество.
Теперь, спустя десятилетия после выхода фильма, мы видим, как уже вполне реальная военщина облизывается, глядя на возможности ИИ и робототехники, а разработчикам приходится придумывать всяческие подразделения безопасности. Но есть основания полагать, что эти же разработчики, одной рукой придерживая критический MacBook, второй рукой помогут внедрить свое детище в инструменты массового подавления и международной агрессии, если им предложить достаточную цену.
Что до Кэмерона, то его позиция по поводу крупных корпораций и империалистических элит была довольно определенной не только в “Терминаторе”, но и в других произведениях.
_________________
Поддержите наши публикации своим лайком 👍 и подписывайтесь на канал. И обязательно делитесь своим мнением в комментариях! 💬 Впереди еще много интересных и актуальных материалов из мира кино и литературы!