Найти тему
Больше Строй

Сделка века: Россия подписала контракт, который переворачивает представления о зерновой сделке

Оглавление

Недавно в рамках международного форума «Один пояс — один путь» Россия и Китай подписали исторический контракт. По своим масштабам и значимости он затмевает то, что принято называть зерновой сделкой. В течение 12 лет Россия отправит в Китай 70 млн т агрокультур. Подготовка к событию шла несколько десятилетий, поэтому не будет преувеличением назвать его сделкой века. Сегодня обсудим подробности.

Материал создан при поддержке 76m2

Сделка, подготовка которой началась в прошлом веке

Долгое время поставки зерна из России в Китай были невозможны. Проблема не новая, уходящая корнями ещё в советское время. Почти полвека назад, в далёком 1976 г., путь на рынок Китая для российской пшеницы был закрыт — в связи с заражением карликовой головней (болезнь, которую вызывает грибок). Прошло больше 20 лет, и в 1997 году Министерство сельского хозяйства КНР подтвердило решение о запрета на закпку из России и некоторых других стран.

Согласиться с таким положением дел в 2000-х — период, отмеченный множеством позитивных перемен, было просто невозможно. Поэтому в 2006 г. начались переговоры между Россией и Китаем. А в 2011 г. стартовало строительство Сухопутного зернового коридора.

-2

Проект масштабный, и его реализация рассчитана на годы. В 2022 г. запустили ключевой инфраструктурный объект, созданный в рамках «Нового Сухопутного зернового коридора» — Забайкальский терминал. Ранее мы уже рассказывали о нём. Мощность железнодорожного терминала составляет 8 млн т зерна в год. Одна из главных особенностей заключается в том, что проектом учтена разноколейность ж/д путей двух стран — России и Китая. Основная цель — построить современную инфраструктуру и создать маршрут, альтернативный морскому, имеющий множество преимуществ, о которых еще поговорим.

Торжественное открытие Забайкальского зернового терминала состоялось 6 сентября 2022 г.
Торжественное открытие Забайкальского зернового терминала состоялось 6 сентября 2022 г.

Время пожинать плоды

Попутно со стартовавшим строительством продолжались переговоры с целью добиться снятия ограничений для российского зерна на рынке Китая. Первого результата добились в 2015 г., когда Пекин снял запрет на закупки пшеницы из 4 регионов — Новосибирская и Омская области, Красноярский и Алтайский края. Следующим этапом в достижении взаимовыгодных договоренностей стал 2018 г., когда список пополнили Челябинская, Амурская и Курганская области. А финалом долгого переговорного процесса стало 24 февраля 2022 г. — день, когда Китай принял решение импортировать всю российскую пшеницу, что весьма символично. Позже вы поймете почему.

-4
-5

Настоящим итогом всех указанных событий стало долгожданное подписание одного из крупнейших контрактов между Россией и Китаем, которое состоялось в октябре 2023 г.:

«Сегодня мы подписали один из крупнейших в истории России и Китая контрактов почти на 2,5 трлн рублей ($25,7 млрд – прим. ТАСС) на 70 млн тонн на 12 лет поставки зерновых, зернобобовых, масляничных грузов», - поделился лидер инициативы "Новый сухопутный зерновой коридор" Карен Овсепян Карен Овсепян. 17 октября 2023 г. Источник: ТАСС
-6

Отгрузки начались уже 31 мая 2023 г., а момент подписания контракта стал лишь официальной частью. И тут самое время подсчитать выгоды. Во-первых, новый зерновой коридор существенно сократил транспортное плечо — более чем вдвое. Снизилось время доставки (до 2-3 недель вместо 2-3 месяцев морским путем), уменьшились затраты на логистику. Во-вторых, объем экспорта зерна в Китай вырастет до 8 млн тонн, а в перспективе — до 16 млн т (с учетом новых объектов инфраструктуры). В-третьих, контракт долгосрочный, направленный на укрепление сотрудничества между странами в целом.

Как следствие, он стал определенной точкой отсчета — своего рода переломным моментом, когда возврата к прежней модели отношений стал невозможным. Только вдумайтесь: до сих Россия, с ее колоссальным сельскохозяйственным потенциалом и общей границей с Китаем, не имела весомых преимуществ в борьбе за крупнейший рынок сбыта зерновых. Поднебесная ежегодно импортирует 40 млн тонн, а потребляет и того больше — 450 млн тонн. Канада, США и Австралия также поставляли свою продукцию морем.

-7

Немаловажно, что США в последние годы наращивали объём экспорта сельскохозяйственной продукции в Поднебесную. Теперь вы понимаете, что Китай и Россия показали миру настоящую зерновую сделку?

Читайте также:

Прорубить окно возможностей: Россия запускает крупнейший зерновой терминал и в корне меняет продуктовый рынок
Больше Строй!5 октября 2022
Смысл зерновой сделки был совершенно в другом, или Почему Зaпад идёт на уступки и при чём тут новый транспортный коридор
Больше Строй!17 сентября 2023