Утверждение, знакомое еще древним грекам, «в споре рождается истина» актуально и по сей день. Особенно в среде, где происходит самоопределение личности ребенка, – в учебном заведении. Далеко не все школьники могут четко выразить свою позицию, привести убедительные, логичные доводы в защиту своего мнения или ценностей. А где этому научиться, как не в школе.
Советник директора по воспитанию Ундоровского лицея из Ульяновской области Надежда Кузина рассказала о своем проекте «Спор-клуб», который помогает ученикам 8-го класса научиться аргументированно вести дискуссию через сопоставление разных точек зрения.
«Я выбрала технологию спор-клуба, где детям необходимо аргументированно защищать свою позицию, ведь когда происходит поиск самостоятельного решения проблемы в споре через сопоставление различных точек зрения, то полученные знания и убеждения отличаются гораздо большей стойкостью, чем при усвоении готовых истин», – рассказывает Надежда Кузина.
✔️ Перед началом с учениками важно договориться о том, что нельзя ругаться и кричать, а разрешено только приводить аргументы и отстаивать свою позицию. Педагог должен контролировать соблюдение этих правил на протяжении всего мероприятия.
Учителю или советнику надо понимать, какие темы волнуют ребят, и предложить им на выбор два-три предмета обсуждения. Навязывание неинтересных тем оттолкнет ребят и погасит их желание дискутировать. Например, мои ученики остановились тему «В чем смысл жизни?».
✔️ После согласования темы я предложила детям ответить на вопрос-проблему и дать несколько вариантов-позиций. Они выбирают наиболее близкий для себя вариант, таким образом, у ребенка начинает происходить самоопределение.
✔️ Далее выступают лидеры мнений (представители групп), которые приводят аргументы «за». После выступления лидеров предлагается либо подтвердить свой выбор, либо поменять позицию. Любопытно отметить, что часть ребят воспользовались возможностью и поменяли свои ответы.
✔️ На следующем этапе дети объединяются группы в зависимости от своего выбора, ищут новые аргументы в пользу своей позиции, выбирают лидера, который будет ее защищать, а также придумывают вопросы для других вариантов. Каждая группа приводит аргументы и задает вопросы остальным группам. После этого учащиеся еще раз вспоминают все доводы и снова определяются со своим выбором. Данный этап можно повторять несколько раз, в зависимости от имеющегося времени и количества тем.
В процессе я задавала вопросы, на которые не надо было давать ответ, но важно было, чтобы дети задумались: «Зачем нам нужно зарабатывать деньги, строить карьеру? Только в этом должен заключаться смысл жизни? А как же окружающие, родные?.. Будете ли вы счастливы, если будете с деньгами, но одиноки?.. Кто о вас будет помнить через многие годы? Подумайте об этом». Этим я подталкивала подростков к размышлениям над собственным смыслом жизни.
В завершение мы подвели итоги и закрепили полученные знания. Уместно это сделать в формате «вопрос-ответ», например, все по очереди отвечали на вопрос: «Что ты сегодня для себя вынес из Спор-клуба?»
В результате дети научились определяться с выбором своей позиции и аргументированно ее защищать, приобрели умение встать на позицию другого, анализировать сильные и слабые стороны разных точек зрения, задавать провокационные и наводящие вопросы. Таким образом, специально организованная ситуация взаимодействия между учащимися, подразумевающая свободу выбора темы и решение общих задач, способствует формированию у подростков ценностного самоопределения.
Буду рада, если моя практика будет полезна коллегами из других учебных заведений. Удачи в реализации!