Лютеранская церковь святого Михаила на Васильевском острове
Свою историю церковь начинает в Меншиковском дворце, где в 1732 году был открыт Шляхетский кадетский корпус. Это было первое в Россию военное учебное заведение для мальчиков из дворянских семей.
Многие ученики в Корпусе были прибалтийскими немцами, которые приезжали в Петербург из Эстляндии, Лифляндии и Курляндии.
До революции 1917 года в учебных заведениях была традиция иметь свои домовые церкви. Для того чтобы офицеры, преподаватели и воспитанники могли посещать богослужения, не покидая территорию учреждения. В Кадетском корпусе было три церкви: православная, лютеранская и католическая. Все они не имели сугубо церковных по архитектуре сооружений. Они занимали различные светские комнаты.
Именно с Кадетского корпуса начинается история нынешней церкви святого Михаила. Первое богослужение состоялось 26 декабря 1732 года. Оно проходило в маленьком здании во дворах Меншиковского дворца.
Посещать богослужения могли не только военные, но и гражданские. В то время на Васильевском острове практически каждый четвертый говорил по-немецки. Это были те, кто жили и служили на острове. В небольшом помещении стало тесно. Ненадолго церковь переместилась в большой зал дворца. Третье помещение было в здании бывшей пекарни во дворах Кадетского корпуса.
Более ста лет церковь называлась Корпусной. В 1834 году император Николай I дает высочайшее разрешение дать церкви имя архангела Михаила. Согласно Библии, архангел Михаил является предводителем небесного воинства. Со временем он стал традиционным покровителем военных.
В феврале 1841 года Николай I посетил Кадетский корпус. Он увидел, как происходило богослужение в домовой церкви, и ему это очень не понравилось.
За все время существования церкви было 23 пастора. Многие из них служили на протяжении нескольких десятилетий. Община на тот момент насчитывала несколько тысяч прихожан. Но в помещении едва помещалось несколько сотен человек. Внутри была грязь от одежды и обуви.
Император принял три решения: 1) перенести богослужения в другое приспособленное место. Его могут посещать только ученики и преподаватели Корпуса. 2) пекарню снесли, так как во дворе было тесно. 3) всем гражданским прихожанам было предложено присоединиться к другим лютеранским общинам (Петрикирхе, Анненкирхе, церковь святой Екатерины).
Из-за того, что гражданских выгнали из домовой церкви, в Петербурге появилось три новых лютеранских прихода (Яани Кирик, латышская церковь Христа Спасителя и церковь святого Михаила). Николай I дал разрешение на учреждение отдельного лютеранского прихода святого Михаила, немецкого по национальному и языковому составу.
Император распорядился, что на протяжение всего времени, пока будет строиться церковь святого Михаила, из государственной казны выдавались деньги на аренду временного помещения.
Приход арендовал дом на 3-ей линии В.О. дом номер 8. На втором этаже было перестроено помещение под небольшой богослужебный зал. В нем были невысокие своды, два ряда колонн, скамьи для прихожан, алтарь, кафедра (напротив нее висели часы, для того чтобы проповедник мог следить за временем).
Но со строительством новой церкви возникли проблемы с финансами. Община просила у города бесплатные участки под строительство, а городские власти предлагали землю все дальше от жилых кварталов.
Около тридцати лет земельный вопрос оставался открытым, пока в истории прихода не появился Яков Паль - владелец Александро-Невской ткацкой мануфактуры.
На участке Среднего проспекта В.О. и 3-й линии стояли два дома, каменный и деревянный, принадлежавшие купчихе В.Ф. Борисовой. Паль покупает весь участок на свои деньги. Деревянный дом был снесен, на его месте была построена церковь. А каменный дом стал доходным. За счет сдачи квартир в наем (а также на первом этаже находилась булочная и аптека), церковная казна пополнялась.
Община выплачивала Палю долг обратно в течение нескольких десятилетий без процентов.
23 октября 1874 года был заложен первый камень в основание будущего алтаря. А уже через два года церковь была освящена. Однако колокольня к тому моменту еще не была достроена.
Здание было рассчитано на 720 посадочных мест. Фундамент свайный, поэтому никаких подвалов в церкви нет. В конкурсе на строительно не участвовал никто из известных мастеров того времени. Победу одержал военный инженер-полковник К.К. Бульмеринг. Архитекторы Петербурга признали его проект “самым неудовлетворительным”.
Проект Бульмеринга был самым дешевым - это и сыграло ключевую роль. Несмотря на то, что приход насчитывал более двух тысяч прихожан, люди были бедными. Яков Паль дал половину сумму на строительство здания (безвозмездно), поставлял строительные материалы, подарил новую кафедру и ворота для церковного двора.
Внутри церкви был сделан один высокий трехъярусный зал для богослужений - единый партер и два ряда деревянных балконов. Был еще небольшой органный балкон. Помещение было сводчатым с темным деревом в отделке. Современники писали, что церковь была сумрачная. Электричество провели только в конце XIX века.
Вход в церковь украшает портал. Двери подлинные XIX века. Над входным порталом находится треугольный остроконечный вимперг (убежище от ветра). На вимперге можно увидеть краббы, их на фасаде более четырехсот.
Над вимпергом находится самое большое окно здания - роза (большой готический цветок).
Роза - это символ церкви, она часто встречается в готических храмах. Соединяясь из разных элементов, она образует единый организм. Остроконечные башни на храме - это фиалы.
Все элементы декора были изготовлены из чугуна. У Якова Паля на Рижском проспекте был чугунолитейный завод. И именно поэтому детали были выполнены из этого материала. Но это было очень непрактично для сырого Петербургского климата.
Вскоре чугунные детали начинают приходить в негодность, крошиться и осыпаться. Сначала было принято решение снять весь чугун со здания. Но по неизвестной причине, работы так и не были начаты. В 2000-ых годах с фасадов стали падать большие куски чугуна.
И было принято решение заменить маленькие детали на выколотую медь (она легче и медленнее подвергается коррозии). А вот фиалы были сняты и до сих пор не вернулись.
В церковный вестибюль украшают две витражные работы. Над главным входом - крест, а под ним четыре фигуры (символы четырех евангелистов - Матфей, Марк, Лука, Иоанн). Над входом в богослужебный зал - большой белый цветок с красным сердцем и черным крестом - роза Лютера; скрещенный щит и огненный меч - символ архангела Михаила; скрещенные ключи символ могущества и власти, дающие силу отпускать грехи и отлучать от церкви. Приход был самым бедным в Петербурге, поэтому витражи появились только в XXI веке.
На третий этаж с лестницы ведут несколько ступенек. Когда в послевоенное время церковь занимал завод, были сделаны этажи - они оказались выше тех балконов, которые когда-то были.
Церковь работала до августа 1935 года. После закрытия в здании открылась спортивная база завода имени Калинина. Вместо богослужебного зала, был сделан спортивный. Были демонтированы все деревянные балконы, готические своды были заменены цементным плоским покрытием. Алтарь был закрыт сплошной стеной, а в его центре была сделана лестница.
После войны помещение использовалось под склад табачной фабрики имени Урицкого. В 1947 году в церковь переехал Ленинградский экспериментальный завод “Спорт” (производил спортинвентарь из кожи и металла). В бывший спортивный зал въехал коньковый цех, в котором делали лезвия для коньков.
Большое трехъярустное помещение было разделено на три изолированных этажа. Были сделаны новые колонны, которые поддерживали этажи. К лестнице был добавлен грузовой лифт, теплоузел и электрощитки. Сейчас грузовой лифт демонтирован.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала
И обязательно ознакомьтесь: