Перед прочтением рекомендую ознакомиться с:
История Дворца Меншикова тесно связана с историей Первого кадетского корпуса на протяжении более полутора веков. Он был основан по указу Императрицы Анны Иоанновны от 29 июля 1731 года для подготовки квалифицированных офицеров из числа россиян. Идея создания высшего военно-образовательного учреждения в России, подобного корпусам Пруссии и Дании, принадлежала соратнику Петра Великого - графу П.И. Ягужинскому.
С 1732 года он назывался Шляхетский кадетский корпус, с 1743 года - Сухопутный Шляхетский кадетский корпус. Во времена Екатерины Великой он стал называться Императорским Сухопутным кадетским корпусом, а с 1800 года - Первым кадетским корпусом.
В 1727 году князь Меншиков был обвинен в государственной измене, коррупции и отправлен в ссылку в Березов. Его дворец и всё имущество были переданы под управление Канцелярии строительства. Уже в 1731 году дворец и весь большой земельный участок были предоставлены в пользование Кадетского корпуса. В скором времени на территории был построен комплекс новых зданий.
Появились новые корпуса во дворе. В них были огромные окна и светлые помещения. Внутри этих зданий были спортивные залы, кухни, спальни для кадетов и учебные классы.
Кадетская линия получила свое название именно благодаря Кадетскому корпусу. Корпус построек по Кадетской линии был построен по проекту Доменико Трезини.
В 1713 году во дворце Меншикова была построена Воскресенская мазанковая церковь со шпилем. Церковь с семью окнами на фасаде была внутри красиво расписана и позолочена и, наряду с Троицким собором, считалась одним из красивейших сооружений в новой столице. На ее месте был построен манеж.
Это обязательный элемент всякого военного учебного заведения. В манеже в плохую погоду могли проводиться разного рода занятия и пешком, и на лошадях. В настоящее время манеж отреставрирован и используется, как большой ресторан.
Через три года после открытия Корпуса, утварь и иконы из закрытой мазанковой церкви велено было перенести в "деревянные посольские хоромы" в саду, где архиепископ Феофан Прокопович и освятил первую корпусную церковь. После сноса хором она переместилась в каменное здание.
Вскоре Трезини перестроил Большой зал дворца для размещения в нем храма, объединив его с соседними приемными комнатами. Работы продолжались в течение года, поскольку Синод потребовал удалить из зала все светские изображения и “статуи с купидонами”, а также написать все иконы для двухъярусного иконостаса “по греческому типу”. Осенью 1744 года в присутствии императрицы Елизаветы Петровны новая церковь была освящена в честь Воскресения Христова.
В середине XVIII века, при реконструкции церкви, окна на втором этаже были увеличены и получили полукруглые завершения, а окна на третьем этаже были преобразованы в овальные формы.
Первым директором корпуса стал фельдмаршал граф Б.Х.Миних. Дворец и усадьба князя Меншикова были подарены корпусу императрицей в постоянное владение. 17 февраля 1732 года, день начала обучения, стал считаться днем основания Корпуса.
Помимо военных предметов, таких как фортификация и артиллерия, в Корпусе изучали математику, юриспруденцию, историю, географию и другие гуманитарные предметы на русском и немецком языках. Выпускник корпуса А.П. Сумароков стал первым российским драматургом.
Система обучения, принятая в корпусе при генерал-директоре Минихе, не была идеальной. Преподаватели не объясняли материал подробно, а требовали, чтобы учащиеся зазубривали разделы. Самостоятельная работа учеников ограничивалась зубрёжкой. Процесс обучения казался однообразным и скучным, не вызывал интереса у учащихся. Были попытки как-то оживить занятия, применяя некоторые элементы наглядности. Для того чтобы приучить кадет к изучению иностранных языков, учащихся, родным языком которых был немецкий, помещали в спальные помещения рядом с “русскими”.
Воспитанники делились на группы в зависимости от изучаемых предметов, которые назывались классами. Курс обучения разделялся на четыре класса: 4-й - младший, 1-й - самый старший. Обучение в 3-м, 2-м и 1-м классах занимало 5-6 лет. Кадету при выпуске присваивался соответствующий воинский или гражданский чин в зависимости от его образования.
Корпус был организован по военному образцу и состоял из двух рот по сто человек. Кадеты проживали в комнатах, рассчитанных на шесть-семь человек, где один из них избирался старшим. В корпусе назначались дежурные офицеры (капитаны и поручики), которые не могли покидать территорию корпуса.
Значительные изменения в Корпусе произошли в 1766 году благодаря И.И. Бецкому, который реформировал систему образования, основываясь на идеях Просвещения. Впоследствии он создал всероссийскую сеть воспитательных школ, которая стала основой всей образовательной системы.
В 1766 году И.И.Бецкой составил «Устав Шляхетского сухопутного кадетского корпуса для воспитания и обучения благородного российского юношества».
Согласно уставу, ученики больше не делились на роты, вместо этого они были разделены на пять возрастных групп, каждая из которых состояла из пяти отделений. В этих отделениях обучались как дворянские дети, так и дети из других сословий. Бецкой предполагал, что дети из разных сословий, обучаясь вместе, смогут лучше понять друг друга и избежать возможных разногласий в будущем.
Под покровительством Екатерины II Корпус стал элитным дворянским учебным заведением. Среди кадетов оказался и сын императрицы, граф А.Г. Бобринский. Золотой век корпуса пришелся на 1786-1794 годы, когда начальником его был генерал-поручик Ф.Е. Ангальт. Тогда же Екатерина II назвала Корпус “колыбелью” великих личностей.
В этот период были созданы основные коллекции Корпуса: библиотека, архив и музей. При корпусе функционировали типография и аптека, а также был построен один из первых в Европе залов для игры в мяч.
Особым достоянием Корпуса считалась “говорящая” стена в саду, на которой были размещены мудрые изречения философов на оригинальном языке.
Следующим известным директором Корпуса стал М.И. Кутузов.
Стремясь улучшить военную подготовку, Кутузов добавил в учебную программу Корпуса занятия по тактике и военной истории. Он проводил эти занятия не только с кадетами, но и с преподавателями корпуса. С тех пор во всех военных учебных заведениях тактика и военная история стали обязательной частью программы.
В то время военные предметы стали более практико-ориентированными. Уроки для старших учеников были перенесены на два месяца в летний лагерь, ставший традиционным для всех военных учебных заведений. В лагере ученики вставали в шесть утра по звуку барабана. Завтрак, обед, ужин и окончание занятий также объявлялись барабанным боем.
В этот период в корпусе была внедрена классно-урочная система, при которой ученики одного возраста с примерно одинаковым уровнем знаний объединялись в классы. Теперь кадеты переводились в следующий класс после успешной сдачи экзаменов по определенным предметам. Также были введены зимние и летние каникулы. За время совместной учебы класс стал дружной командой, и это чувство товарищества продолжалось и в дальнейшей службе.
В советское время во дворце также располагались различные военные учебные организации. В 1966 году было принято решение вернуть зданиям первоначальный вид. И уже в начале 1980-ых годов дворец стал филиалом Эрмитажа.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала
И обязательно ознакомьтесь: