Найти в Дзене
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«Ожидания» - маленький шедевр с участием звёзд

Эта короткометражка передаёт настроение 1960-х годов столь же точно, как «Июльский дождь» (1966) и «Я шагаю по Москве» (1963). Всё та же полупрозрачность, свежий ветер в лицо и жизнь в потоке дня.

Тридцатиминутный кинорассказ можно легко уложить в одно предложение: работница почты встретила геолога и поняла, что он – тот, о ком она грезила, кого искала, и – кого ей отныне хочется ждать из бесконечных геологических командировок.

Кадр из фильма «Ожидания» (1966). Скриншот.
Кадр из фильма «Ожидания» (1966). Скриншот.

Собственно, фильм и называется «Ожидания» (1966) – во множественном числе, потому что всё общество тогда радостно ожидало. Чего именно? Светлого будущего, которое должно было вот-вот наступить и уже вставало на горизонте.

Это не лишь коммунизм из передовиц газеты «Правда», но и нечто фантастическое, что угадывалось буквально во всём – в таёжных новостройках и линиях электропередач на просеке, в дизайне моложёных кафе-стекляшек, в логотипе журнала «Юность», в песнях о яблонях на Марсе.

Обложки одного из главных журналов той эпохи. Ощущение молодой свежести и бойкого ритма. Сканы из коллекции автора.
Обложки одного из главных журналов той эпохи. Ощущение молодой свежести и бойкого ритма. Сканы из коллекции автора.

Поэтому ожидания Таси Корычевой созвучны с ожиданиями других людей – примерно, как ручейки вливаются в мощную реку. Благо, в кадре имеется и река, и небо, и пространство. Кинолента – живописна, несмотря на чёрно-белый формат.

Всё напоминает картины так называемого «сурового стиля», подразумевавшего две линии: романтику и трудности. Сочетание, казалось бы, несочетаемого – уюта с холодом, а шквальных ветров – с тёплыми чувствами.

Нина Веселова. «Почтальон». 1960-е гг. https://ru.pinterest.com/
Нина Веселова. «Почтальон». 1960-е гг. https://ru.pinterest.com/

Перед нами провинциальная работница почты. Листая журналы, где описывается «какая-то другая» жизнь, Тася мечтает и – ждёт. В её ожиданиях - желание любви. И вот к ней в отделение приходит небритый, но очень симпатичный геолог по имени Роберт.

Ему должен поступить перевод, но почему-то …не поступил. Сначала Тася отвечает ему резко: нет, и всё. Я-то, дескать, при чём? Но затем она проникается и помогает ему получить эти 200 рублей (в 1960-х - сумма приличная).

Кадр из фильма «Ожидания» (1966). Скриншот.
Кадр из фильма «Ожидания» (1966). Скриншот.

Потом начинаются разговоры и прогулки. Кстати, фильм «немногословен», и Станислав Любшин с Галиной Польских чаще «играют» глазами и - паузами. Это – настроенческое кино, тогда принятое во всём мире, особенно во Франции.

В какой-то момент городской интеллигент (образ достраивается легко – Стругацкие, Аксёнов, Хэмингуэй) и - простая девушка понимают, что всё это – судьба. В финале он срочно уезжает по работе, но говорит, что напишет, ибо не успевает сказать нечто важное.

Кадр из фильма «Ожидания» (1966). Скриншот.
Кадр из фильма «Ожидания» (1966). Скриншот.

Да, в одной из сцен Роберт сетует, что женщины разучились ждать, а его геология – это беспрестанное «поле» (у геологов полем называется всё, что не в лабораториях, НИИ, помещениях, короче).

Однако Тася ему прямо говорит, что лично она – ждала бы. Есть ли будущее у этих отношений? Нам дают понять, что, наверное, есть. Эта тема была, что называется, модной в те годы – я тут имею в виду и саму жизнь, и литературу с кинематографом.

Виктор Попков «На работу». Эпоха Оттепели. Настроение эпохи - ветер в лицо, романтика, ожидание, созидание. https://ru.pinterest.com/
Виктор Попков «На работу». Эпоха Оттепели. Настроение эпохи - ветер в лицо, романтика, ожидание, созидание. https://ru.pinterest.com/

Геолог, инженер-гидротехник, журналист, физик/лирик попадали в какой-нибудь посёлок городского типа, где встречалась им лесная нимфа, так не похожая на городских мадемуазелей, у которых - кибернетика, сигаретка и Антониони.

Сначала – феерия. Однако потом книночею из Ленинграда (или из Киева) становилось …скучно с незамысловатой девушкой. 1960-е – это не только романтика созидания, но и …быстрое воспламенение-охлаждение, так как очень уж динамичной была эпоха.

Кадры из фильма «Ожидания» (1966). Скриншоты.
Кадры из фильма «Ожидания» (1966). Скриншоты.

Всё на лету. В этой связи вспоминается «Долгая счастливая жизнь» (1966) Геннадия Шпаликова, где такой же приятный, красивый и целеустремлённый интеллигент искренно подумал, что влюбился…

А утром (нет-нет, ночью, как раз, ничего не случилось) у него наступило нечто, похожее на внезапный приступ депрессии. После чего романтик бестрепетно смылся, оставив свою грёзу на пристани, в кафе.

Кадр из фильма «Ожидания» (1966). Скриншот.
Кадр из фильма «Ожидания» (1966). Скриншот.

Правда, в случае с короткометражкой «Ожидания» хочется думать, что всё будет иначе. Он - напишет, а она - дождётся...! Да, кто же создатели этого чуда? Автор сценария – Александр Рекемчук, видный публицист и писатель, член редколлегий в «Новом мире» и «Знамени».

Режиссёр – талантливый дебютант Леонид Марягин, впоследствии снявший мелодраму «Вас ожидает гражданка Никанорова» (1978). Примечательно, что снова звучит тема ожидания, но уже, как ...фарс!

Кадр из фильма «Ожидания» (1966). Скриншот.
Кадр из фильма «Ожидания» (1966). Скриншот.

Также, помимо Станислава Любшина и Галины Польских, в короткометражке снялся король эпизода Николай Парфёнов, как обычно в образе ворчливого бухгалтера. В целом, эта киноработа – маленький шедевр, увы, подзабытый.

Zina KorZina (c)