Социальный дальтонизм, или синдром Аспергера, – именно так называют неспособность человека к невербальной коммуникации и социализации наряду с наличием у него устойчивых моделей поведения и привязанности к определённым вещам.
Как проявляется синдром у детей.
Признаки синдрома Аспергера можно заметить уже в раннем детстве. Отличительной особенностью является малоэмоциональность ребёнка, равнодушие к просьбам взрослых и попыткам установить контакт.
Малыш мало улыбается, игнорирует просьбы принести игрушки, не лепечет и не жестикулирует, чтобы объяснить свои потребности и желания. Когда появляется речь (обычно чуть позже, чем у детей с нормальным развитием), то ребёнок не использует её оттенки, чтобы сделать выразительной, либо преувеличивает тона, что делает произношение неестественным.
Сопутствующие признаки синдрома:
• плохая интуиция;
• повышенная чувствительность к критике;
• неспособность адаптироваться к меняющейся действительности – малыш устанавливает свой распорядок дня и последовательность действий, которую не меняет никогда;
• великолепная механическая память;
• наличие двух-трёх любимых занятий, которыми ребёнок по-настоящему увлечён, при этом других развлечений и хобби он не приемлет;
• странная походка, мимика, жесты, которые часто несогласованны с речью и проявлениями эмоций.
Синдром Аспергера у взрослых.
Социальная неумелость становится всё более заметной по мере взросления. Пациенты с этим синдромом не действуют интуитивно, а пытаются искать ответы во внешних источниках (книги, инструкции в Интернете, рекомендации родственников). По готовому сценарию страдающие синдромом Аспергера знакомятся с девушками, проходят собеседования.
При этом нарушений интеллекта у него не наблюдается. Наоборот, пациенты с Аспергером могут добиться больших успехов в той сфере, которая относится к любимым. А это могут быть довольно объёмные и сложные направления, такие как математика, астрономия, физика, история.
Они с детства увлекаются шахматами и другими настольными играми, которые задействуют механическую память. На этом фоне у детей с этим синдромом иногда наблюдаются трудности с воспроизведением речи, письмом, чтением или арифметическими действиями.
В процессе взросления трудности постепенно смягчаются, и в зрелом возрасте люди с Аспергером вполне могут адаптироваться в социуме. Большинство успешно трудоустраиваются, но коллеги скорее привыкают к странностям нового сотрудника, чем устанавливают с ним близкий контакт. В целом, для того чтобы человек с синдромом приобрёл социальную независимость, ему требуются хорошие навыки самообслуживания, внутреннее спокойствие и специальные знания, которые помогут ему развиваться в профессиональной сфере.
Почему возникает синдром Аспергера.
Причины развития синдрома Аспергера до сих пор являются загадкой для официальной медицины. Прямых зависимостей от здоровья матери, социального благополучия семьи, наследственности, органических изменений в головном мозге и других факторов не выявлено.
Врач-психиатр Лорн Винг (Великобритания) в своей научной работе соотносит синдром Аспергера с различными патологиями психики, но приходит к выводу, что ни одна душевная болезнь не может быть напрямую связана с синдромом.
Удачи в понимании себя и окружающих!
Автор: Юлия Таланцева
Психолог, Клинический психолог Семейный
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru