Найти в Дзене

Тормоза, ускорившие прогресс

Оглавление

Рассказываем о тормозной системе Флорентия Казанцева — гениальном изобретении, изменившем железные дороги страны

Своим изобретением машинист Флорентий Пименович Казанцев произвёл настоящую революцию, создав надёжное тормозное устройство, которое затмило использовавшееся тогда несовершенные тормоза Вестингауза.

Механик-самоучка

Родился будущий талантливый изобретатель в простой рабочей семье. Ему с детства нравились механизмы и инженерное дело, поэтому довольно быстро Флорентий Казанцев стал слесарем-механиком. Но к тому времени его уже больше всего интересовали поезда и работа машиниста. Эту мечту тоже удалось осуществить.

Последняя капля

Работая на сложном участке оренбурго-ташкентской магистрали, Флорентий Казанцев как никто другой знал о несовершенстве существовавших тогда тормозных систем. Однажды он даже чуть не погиб из-за того, что на затяжном спуске состав не удалось остановить по сигналу семафора: в самый ответственный момент в тормозах кончился воздух, поезд стал неуправляемым и сошёл с рельсов.

На фотографии современные тормозные колодки на путях (рельсовые замедлители)
На фотографии современные тормозные колодки на путях (рельсовые замедлители)

После этого Казанцев задумался о создании новых тормозов. На освоение необходимых наук ушло полтора года и вот, наконец, устройство появилось и прошло серьёзные испытания. Дело оставалось за малым: заинтересовать руководство. Но оказалось, что это сделать сложнее, чем изобрести лучшие в мире тормоза.

Прорыв за прорывом!

Прошло несколько лет, прежде чем систему Казанцева заметили и оценили по достоинству. В 1921 году учредили конкурс на создание безотказного советского тормоза, и изобретение талантливого самоучки заинтересовало знаменитого конструктора паровозов Александра Раевского. Он и порекомендовал обратить внимание на новую систему.

Чуть позже, когда Казанцев уже работал на Московском тормозном заводе, его детищу пришлось пройти новое испытание: немецкая компания "Кунце-Кнорр" в погоне за выгодным контрактом решила доказать, что её продукт лучше. Впрочем, испытания расставили все точки над i: Казанцев одержал победу, НКПС рекомендовал установить его тормоза на все грузовые поезда страны.

-3

Здоровая конкуренция

Лишь ещё через несколько лет у Казанцева всё же появился достойный соперник — Иван Матросов, тоже машинист-самоучка, который придумал новые тормоза и обошёл Флорентия Пименовича на соревновательных испытаниях. Впрочем, устройство Казанцева ещё много лет безотказно работало на железных дорогах СССР, а придуманный им кран машиниста, с помощью которого проверяют работу тормозов грузовых вагонов, производят и используют по сей день.