Кажется, нормальными в этом мире остались только люди старшего поколения. Да и те не без перегибов. Такое ощущение сложилось от спектакля Житие FM в "Современнике". В главной роли - трогательная и тонкая Алёна Бабенко. Слово "тонко" сегодня, кажется, повторю еще не раз.
Сюжет
Вроде бы всё просто: три поколения женщин одной семьи. Бабушка Алевтина Павловна (Алёна Бабенко) - обеспокоена здоровьем единственного оставшегося друга, старого пса Федора Михайловича (FM в названии в том числе про него).
Ее дочь Маша (Клавдия Коршунова, в другом составе - Светлана Иванова) - обеспокоена устройством своей жизни в Москве.
И дочь Маши старшеклассница Даша (Анастасия Кутявина, другой состав - Варвара Феофанова) - обеспокоена отношениями со своим "крашем", любимым парнем в переводе с молодежного на русский.
Три обеспокоенные женщины, каждая в своем эгоизме (а у кого его нет?), скованные жизненными неурядицами (а у кого их нет?), не очень слышащие и чувствующие друг друга.
Бабушка ищет возможность спасти умирающего старого пса, не вникая в доводы рассудка сотрудницы ветклиники, указывающей на возраст ФМ. И как бы то ни было, именно она в спектакле самый понятный персонаж. Именно ее рассуждения самые близкие. Может, потому что я сама без пяти бабуля.
Дочь в чате жалуется на токсичную мать, возмущается ее "абьюзом" и настаивает на уважении собственных личных границ. Модная нынче психориторика от нее звучит смешно, но смех такой, знаете, надтреснутый, с горчинкой и щепоткой отторжения. Достали эти выстраиватели границ. За своими бы последили, а не чужие строили.
Ну и внучка, погруженная в соцсети, равняющаяся на блогершу-стотысячника, контент которой - танцы на камеру. Ее речь изобилует словами "кринж", "криповый", "зашквар" и прочим тинейджерским, а розовые волосы гипертрофируют ее "иначесть", непринадлежность к взрослому миру бабушки и мамы.
Но ты никого не осуждаешь
Как тонко (я предупреждала!) поставлена эта история.
Драматург, кажется, не стоит ни на чьей стороне, а поэтому ты наблюдаешь за происходящим и понимаешь каждую героиню, и никого не осуждаешь за неприятие друг друга. Каждая из них могла бы быть эмпатичнее, отнестись с большей душевностью к проблемам другой, но, как и в жизни, как и во многих семьях, к этому они идут, мягко говоря, медленно.
История соткана крючком из мелких петелек. Петелька-воспоминание о романе бабушки со студентом, ныне разжиревшим и унылым риелтором. Петелька-рассуждения Федора Михайловича об Алефтине Павловне (пса в спектакле играет обычный актер, очень здорово играет, никакого кривляния, только добрая уставшая душа). Петелька-выпуски новостей лета 2020 года со сводками о количестве заболевших. Помните, тогда их каждый день считали.
И все так органично и бережно к нюансам переплетается, связываясь в единый узор, красивый, аккуратный и изящный. И ты смотришь, и слова, звучащие со сцены, добираются до костного мозга, заставляя навернуться слезы. А порой так смешно и иронично складывается, и ты видишь где-то в чем-то себя.
За пределами зрительного зала
"Современник" невелик, фойе выполнены в черно-белых тонах. По всему театру сейчас размещена фотовыставка к 90-летию худрука Галины Волчек.
В буфете стандартный театральный набор - бутеры, канапе, пирожные, чай, кофе и покрепче)
Вино не разливают, а продают в маленьких бутылочках, как в аэропорту. Бутылочка маленькая, а в бокале получается о-го-го!))
Ну, за искусство!
Почем билетик?
Билеты сбоку шестого ряда стоили 3 и 4 тысячи рублей (пограничные места). Видно хорошо, сцена рядом, но подъема кресел почти нет. Нам повезло, что перед нами сидели невысокие дамы. Если бы на их месте оказались зрители выше, ничего бы мы не увидели, наверное.
Всё!)
П.С. Я в Телеграме - клик.