Нынешние тенденции на рынке труда могут привести к структурной трансформации отечественной занятости и изменению соотношения спроса и предложения в ряде важных отраслей и профессий. Заместитель директора Центра трудовых исследований (ЦеТИ) НИУ ВШЭ, член-корреспондент РАН Ростислав Капелюшников рассказал, как меняется ситуация с наличием вакантных рабочих мест и безработицей в России.
Сейчас, отметил ученый, сложилась уникальная ситуация, позволяющая предположить, что рынок труда вступил в полосу глубокой трансформации. После кризисов, связанных с пандемией и санкциями, уровень безработицы снизился до минимума (3% — общая безработица и 0,6% — регистрируемая). Число вакансий достигло максимума — от 2,5 до 4 на одного безработного — и впервые превысило уровень общей безработицы.
По мнению ученого, сейчас трудно прогнозировать продолжительность этих сдвигов, но по ряду признаков рынок труда переходит к новому равновесию, близкие тенденции отмечаются в занятости многих других стран.
Ростислав Капелюшников полагает: эти тенденции сложились еще во втором квартале 2020 года, а санкции стимулировали их нарастание.
«Мы можем точно датировать, когда произошел прыжок вверх. Триггером был шок, связанный с коронакризисом. Это позволяет предположить: прирост вакансий начался во время пандемии, а не в 2022 году», — считает ученый.
Похожие тенденции после пандемии отмечались и в других странах, например в США, где также произошло резкое ускорение оборота рабочей силы. Эта ситуация, по мнению Ростислава Капелюшникова, возникла из-за сочетания различных процессов, однако главную роль в ее формировании он придает рассогласованию между структурой спроса и предложения труда.
Пока признаков сокращения навеса вакансий нет, напротив, демографические тенденции, в том числе снижение числа работников наиболее продуктивных возрастов, указывают, что он продолжит расти, поскольку в последние годы он увеличивался из-за перетекания рабочих мест из одних отраслей в другие и уникальной комбинации снижения предложения труда и роста оборота рабочей силы.
«Все это показывает, что российский рынок труда переходит в новый режим функционирования, принципы которого пока неясны», — подытожил ученый.