Найти тему
6000 миль до Голливуда

Сквозь железо и шторм. Новый захватывающий триллер-антиутопия

("В никуда", Nowhere, 2023, Испания)

Честно говоря, не тянуло меня смотреть это кино. Ведь и обычные "спокойные" фильмы, чьи главные герои - молодые мамаши с младенцами, - это, считай, сплошные крики, рыдания и истерики. А уж когда они звучат в тесных резонирующих стенах камерного триллера, впускать это на экран и в колонки своего "телека" не хотелось и подавно.
Тем не менее отзывы-комментарии на
"В никуда" Альберто Пинто были подозрительно оптимистичны и благожелательны. Настолько, что пришлось идти и самому проверять, а не проморгал ли я часом и впрямь нечто достойное.
И что бы вы думали?..

Вот только не надо тут этих ваших шуточек про "баба с борту - ватерлиния выше"!"
Вот только не надо тут этих ваших шуточек про "баба с борту - ватерлиния выше"!"

...И что бы вы думали?
Действительно, под влиянием своего хронического скепсиса я едва не пропустил отличную картину. К тому же в нежно любимой мной категории "Современный испанский триллер". Потому что на поверку она оказалась гораздо интереснее, чем ее аннотация, трейлер и тем более постер. Да и снята для своего небогатого бюджета очень достойно; а как блестяще Пинто работает с освещением, это и вовсе отдельная песня.
И главное - всё "
В никуда" идеально сбалансировано. И младенец здесь кричит ровно столько, чтобы не нервировать ваши уши - ни вскриком больше, ни децибелом выше. Наоборот, куда чаще он помалкивает и таращится глазенками в камеру так выразительно, что хоть Оскар этому супермелкому актеру выдавай, чес-слово! Ну или хотя бы денежную премию тому, кто проводил кастинг младенцев для фильма: точное попадание в образ, чья задача - вызывать у зрителя мимимишную реакцию.

С эмоциями мамаши младенца всё то же самое. Страдает бедолажка Миа лишь в те моменты, когда это действительно уместно, а в истерики и вовсе не впадает. И да, - превратности сюжета таковы, что личико Миа частенько перекошено от ужаса, а глаза полны слез. Однако - и вновь режиссерское чувство меры! - "выживает" она при этом без визгов и паники. Более того, зачастую проявляет недюжинные для маленькой хрупкой женщины смекалку и выдержку. Иногда даже такие, что у суровых мужиков волосы дыбом встанут - одна сцена с утолением послеродового голода "по-звериному" чего стоит. Не буду спойлерить, в чем конкретно ее "ужас-ужас", но, по-моему, еще ни в одном кино про яростное выживание ТАКОЕ нам не показывали.

Кстати, за выбранную на роль Миа Анну Кастильо ("Золото джунглей" и др.) здешнему "кастингёру" можно еще одну премию выписать. И не сказать, что Аня и впрямь выдающаяся актриса, - видали мы в Испании и получше. Однако сыграть лупоглазую дурёху, которая под страхом смерти за себя и своего ребенка (сначала нерожденного, потом новорожденного) стала резко умнеть и закаляться характером, Анне удалось хорошо. Поэтому ее метания вовсе не раздражают, как у некоторых, не будем показывать на них пальцем. Напротив, за Миа в ее битве за выживание искренне болеешь. Ведь она не сильная женщина, коих модно изображать сегодня в кино, вовсе нет. Миа - слабая, но сильно мотивированная женщина, а это существенная драматическая разница. И снять кино про такую героиню многократно сложнее, чем про изначально сильную крутышку.

Как говорится, с добрым воскресным утречком тебя, дорогой сосед!
Как говорится, с добрым воскресным утречком тебя, дорогой сосед!

То, что "В никуда" не просто выживач-триллер, а еще и социальная фантастика, становится для зрителя сюрпризом, - в аннотации об этом ни слова.
Тем не менее факт: в прологе и далее в контексте событий нам заботливо расскажут о том, что в обозримом будущем в Испании разразился адский кризис вкупе с дефицитом еды и питьевой воды. Благодаря чему к власти пришла свирепая тирания, решившая тупо избавиться от лишних голодных ртов. Но прежде всего почему-то от всех маленьких детей и беременных женщин, коих стали отлавливать и где-то "за кадром" уничтожать.
А поскольку Миа тоже была почти на сносях, ее муж Нико (Тамар Новас) решил нелегально вывезти ее морем за границу. Конкретно - в Ирландию. Видимо, потому что там живут и служат
такие классные полицейские, как Джерри Бойл, которые детей и женщин в обиду уж точно никакой тирании не дадут.

К счастью, дальше завязки вся эта абсурдно-глупая "политика" в фильме не уйдет. Она нужна лишь для того, чтобы хорошенько взбодрить сюжет на старте, пока Миа и Нико с прятками и перебежками будут добираться до порта. И для того, чтобы в конце концов многострадальная Миа осталась одна-одинёшенька в дрейфующем посреди моря, большом железном контейнере. Запертом снаружи и медленно наполняющимся водой. Увы, отнюдь не пресной, ну да ладно, хоть не ледяной.

Благо в контейнере хватало дырок выше "ватерлинии" для того, чтобы внутрь проникал свет и свежий воздух. Плюс кое-какой "неодушевленный" груз внутри тоже был. Разумеется, тот, что в большинстве своём не больно-то подходил для выживания. Поэтому Миа, точь-в-точь, как герою Тома Хэнкса Чаку в "Изгое", тоже предстоит решать чертовски нетривиальные задачи, дабы не окочуриться. Вот только, если сострадалец Чака по несчастью Уилсон, будучи мячом, не требовал за собой ухода и пить-есть не просил, то появившегося у Миа вскоре младенца одними разговорами было не накормить. Да и кокосы ей на голову в ее плавучей тюрьме не падали. Зато вода прибывала безостановочно, требуя неустанной откачки, а для выхода на свободу не особо мускулистой пленнице в буквальном смысле надо было пробиться сквозь железо...

...И снова к вопросу о пластиковых пищевых контейнерах в контексте творчества Юрия Лозы.
...И снова к вопросу о пластиковых пищевых контейнерах в контексте творчества Юрия Лозы.

***

В общем, высоким качеством и драматической силой испанских триллеров я вновь удовлетворен. Доселе малоизвестному Альберто Пинто удалось снять воистину замечательную картину. Чья дурацкая завязка и некоторые спорные "выживальщицкие" поступки Миа сполна компенсированы мастерской режиссурой, работой оператора и художника по свету. А также трогательной игрой Анны Кастильо с ее маленьким, но ярким экранным напарником. И Благодаря чему список достойных камерных триллеров, наподобие "Погребенного заживо", "127 часов", "Телефонной будки" "Мины" (с оговорками) и др. пополнился еще одной душещипательно-остросюжетной историей из разряда "врагу такого не пожелаешь".
Зато посмотреть "
В никуда" уже можно пожелать всем, - если, конечно, вам исполнилось 18 лет. Тем более, что, несмотря на свою строго ограниченную сцену в 30 кв. метров, фильм всё равно богат на события, которые сменяют друг друга так часто, что никакой скукой в нём и не пахнет.

Трейлер фильма: