("Изгой", Cast Away, 2000, США)
Грустно так шутить, но лучшим эпиграфом для творчества Роберта Земекиса за последние лет 7-8 является песня Леонтьева "Куда уехал цирк". Ибо слушаешь ее, и почти в каждой строчке констатируется горький факт: в легендарном "киноцирке", - в наилучшем смысле этого слова, - Земекиса давно не горят прожектора, не играет оркестр, и все слоны с верблюдами оттуда поуходили - и хорошо, если не в закат.
Однако при этом всё же "ветер не успел со стен сорвать афиши" той эпохи, когда Роберт Альфонсович был в идеальной творческой форме. В смысле, что его могучую классику народ не только не забыл - наоборот, на фоне современного уныло-механического Голливуда она заиграла новыми, более живыми и уникальными красками.
"Изгой", это не только классический Земекис про приключения трогательного чудака, но и символическая для Роберта картина - последняя, чья премьера состоялась еще во 2 тысячелетии н. э., буквально накануне наступления 3-го (7 декабря 2000 г., если быть точным). Которая еще и снималась по уникальному графику, какой в нынешнее суматошное время вряд ли уже кто-то практикует - с плановым техническим перерывом аж в целый год.
Он потребовался для того, чтобы растолстевший перед съемками на 23 кг., Том Хэнкс, - специально для роли, а не по воле желудка, - успел сбросить эту "вмеруупитанность" до подкожной ребристости, а заодно отрастить натуральные кустистые волосы и бороду. Затем, чтобы выглядеть так, каким и положено быть Робинзону Крузо, откуковавшему на необитаемом острове 4 года на харчах пониженной калорийности.
Том Амосович с этой задачей, разумеется, блестяще справился.
А пока он пережигал свой вредный жирок в полезную харизму, Роберт за это время снял "Что скрывает ложь" с Харрисоном Фордом и Мишель Пфайффер. Вот только они, при всей своей звездности, даже на пару не смогли сделать то, что Хэнкс провернул на пару... с волейбольным мячом. А именно: превратить очередную земекисову работу в очередную культовую; и похоже, что опять-таки в последнюю культовую - с тех пор ничего столь же сильного он так и не снял. Да и в мировом прокате "Изгой" показал себя гораздо круче "...Лжи": почти пятикратнные кассовые сборы, тогда как ее сборы не дотянули и до двукратных, при том, что бюджеты фильмов были почти одинаковы.
Впрочем, до тех пор, пока главгерой фильма Чак Норрис Ноланд (Том Хэнкс) не познакомится с мячом Уилсоном (мяч "Wilson"), им придется приключаться каждому своим маршрутом.
А началось всё с того самого дня, как Чака назначили на должность "дрессировщика" персонала в филиалах логистической компании FedEx. Что буквально распахнуло перед ним весь мир - позволило облететь множество стран и все континенты... Ну кроме того, люто холодного континента, чьи тюлени и пингвины пока не научились заказывать себе из-за бугра прикольные "ништяки". Даже в Москве 90-х Нолан побывает в завязке сюжета - прямо на Красной площади, во как! По которой, как напомнит нам Земекис, фургоны "Фидекса" носились тогда мимо Мавзолея, как по хайвэю.
Дома, в отчих Штатах, Чака тем временем ждала невеста Келли (Хелен Хант). И с нею они заключили помолвку аккурат накануне той самой командировки, что станет для Ноланда судьбоносной.
Но узнает он об этом, к несчастью, слишком поздно. Тогда, когда самолет с грузом "фидексовых" посылок уже нёс Чака над Тихим океаном в Малайзию. Только вот до "точки Б" он так и не долетел... Или, точнее, долетел, но на глобусе она переместилась совсем в другое место, где-то в южную тихоокеанскую часть. Туда, куда отнесла самолет оказавшаяся у него на пути, грозовая буря.
Та же буря его в конце концов и жестко приводнила. После чего Чак был вынужден спасаться из тонущего самолета на надувном плотике. А когда обнаружил себя на следующее утро на каком-то берегу, то заодно обнаружил, что он остался в одиночестве, и отнюдь не гордом. И лишь злой прибой выбрасывал на берег коробки с логотипом FedEx - похоже, всё, что осталось от разбившегося самолета и его экипажа.
Далее и начинается в фильме самое интересное: робинзонада Ноланда, она же - театр одного актера с Томом Хэнксом. Который именно при таком раскладе, когда никто не путается у него под ногами, демонстрирует нам всю свою драматическую мощь и уникальный букет эмоций. А его Ноланд - суровое выживание при помощи всей той ерунды, что он "наковырял" из выброшенных морем посылок (из всех, кроме одной - ее он принципиально оставит непочатой). От мяча Уилсона, оказавшегося в итоге лучшим другом и собеседником Чака на протяжении долгих лет, до... пленки из VHS-кассет, вполне пригодной для крепежа "инженерных" фантазий Чака.
И, ясен Хэнкс, что даже скучная "выживальческая" бытовуха в исполнении маэстро Тома будет протекать максимально артистично. А их моно-диалоги с Уилсоном потянут на целый философский трактат под названием "Недобровольный физический эскапизм на кудыкину гору: можно ли найти в этом смысл жизни, или что мы будем жрать сегодня на ужин".
***
В общем, как и другая классика Земекиса с Хэнксом "Форрест Гамп", "Изгой" тоже по сей день смотрится на удивление свежо́ и захватывающе. Особенно если вы смотрели его давно, либо и вовсе до сих пор с ним не знакомы. Ведь, как и было сказано в начале, и раньше подобные уникально-художественные кинополотна были штучной работой. А теперь, когда в блокбастерной лиге Голливуда в основном всё только вжжухает, да лязгает, "человеческих" историй, подобных "Изгою", там и вовсе кот прослезился. Даже сам Земекис, и тот после "Прогулки" (2015) перестал снимать свои коронные ленты обо всяческих чудаках, переключившись на черт-те что, но пересматривать это уже совершенно не тянет.
В отличие от "Изгоя". Его можно пересматривать хоть раз в полгода, а то и чаще, и открывать в нем еще какую-нибудь пропущенную ранее "фишку". Ну или просто еще разок насладиться красивыми драматичными приключениями, коих здесь тоже предостаточно.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 12+):