Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Упал и выжил. Классика приключений с Томом Хэнксом

("Изгой", Cast Away, 2000, США)

Грустно так шутить, но лучшим эпиграфом для творчества Роберта Земекиса за последние лет 7-8 является песня Леонтьева "Куда уехал цирк". Ибо слушаешь ее, и почти в каждой строчке констатируется горький факт: в легендарном "киноцирке", - в наилучшем смысле этого слова, - Земекиса давно не горят прожектора, не играет оркестр, и все слоны с верблюдами оттуда поуходили - и хорошо, если не в закат.
Однако при этом всё же "ветер не успел со стен сорвать афиши" той эпохи, когда Роберт Альфонсович был в идеальной творческой форме. В смысле, что его могучую классику народ не только не забыл - наоборот, на фоне современного уныло-механического Голливуда она заиграла новыми, более живыми и уникальными красками.

И не говорите: два года назад у Спилберга высадка Тома Хэнкса на морской пляж была вовсе не такой безмятежной.
И не говорите: два года назад у Спилберга высадка Тома Хэнкса на морской пляж была вовсе не такой безмятежной.

"Изгой", это не только классический Земекис про приключения трогательного чудака, но и символическая для Роберта картина - последняя, чья премьера состоялась еще во 2 тысячелетии н. э., буквально накануне наступления 3-го (7 декабря 2000 г., если быть точным). Которая еще и снималась по уникальному графику, какой в нынешнее суматошное время вряд ли уже кто-то практикует - с плановым техническим перерывом аж в целый год.
Он потребовался для того, чтобы растолстевший перед съемками на 23 кг., Том Хэнкс, - специально для роли, а не по воле желудка, - успел сбросить эту "вмеруупитанность" до подкожной ребристости, а заодно отрастить натуральные кустистые волосы и бороду. Затем, чтобы выглядеть так, каким и положено быть Робинзону Крузо, откуковавшему на необитаемом острове 4 года на харчах пониженной калорийности.

Том Амосович с этой задачей, разумеется, блестяще справился.
А пока он пережигал свой вредный жирок в полезную харизму, Роберт за это время снял "Что скрывает ложь" с Харрисоном Фордом и Мишель Пфайффер. Вот только они, при всей своей звездности, даже на пару не смогли сделать то, что Хэнкс провернул на пару... с волейбольным мячом. А именно: превратить очередную земекисову работу в очередную культовую; и похоже, что опять-таки в последнюю культовую - с тех пор ничего столь же сильного он так и не снял. Да и в мировом прокате "
Изгой" показал себя гораздо круче "...Лжи": почти пятикратнные кассовые сборы, тогда как ее сборы не дотянули и до двукратных, при том, что бюджеты фильмов были почти одинаковы.

Впрочем, до тех пор, пока главгерой фильма Чак Норрис Ноланд (Том Хэнкс) не познакомится с мячом Уилсоном (мяч "Wilson"), им придется приключаться каждому своим маршрутом.
А началось всё с того самого дня, как Чака назначили на должность "дрессировщика" персонала в филиалах логистической компании
FedEx. Что буквально распахнуло перед ним весь мир - позволило облететь множество стран и все континенты... Ну кроме того, люто холодного континента, чьи тюлени и пингвины пока не научились заказывать себе из-за бугра прикольные "ништяки". Даже в Москве 90-х Нолан побывает в завязке сюжета - прямо на Красной площади, во как! По которой, как напомнит нам Земекис, фургоны "Фидекса" носились тогда мимо Мавзолея, как по хайвэю.

Наверняка после "Изгоя" многие зрители разлюбили волейбол. Ибо избивать толпой бедного Уилсона, который даже не может дать сдачи - что может быть отвратительнее?
Наверняка после "Изгоя" многие зрители разлюбили волейбол. Ибо избивать толпой бедного Уилсона, который даже не может дать сдачи - что может быть отвратительнее?

Дома, в отчих Штатах, Чака тем временем ждала невеста Келли (Хелен Хант). И с нею они заключили помолвку аккурат накануне той самой командировки, что станет для Ноланда судьбоносной.
Но узнает он об этом, к несчастью, слишком поздно. Тогда, когда самолет с грузом "фидексовых" посылок уже нёс Чака над Тихим океаном в Малайзию. Только вот до "точки Б" он так и не долетел... Или, точнее, долетел, но на глобусе она переместилась совсем в другое место, где-то в южную тихоокеанскую часть. Туда, куда отнесла самолет оказавшаяся у него на пути, грозовая буря.

Та же буря его в конце концов и жестко приводнила. После чего Чак был вынужден спасаться из тонущего самолета на надувном плотике. А когда обнаружил себя на следующее утро на каком-то берегу, то заодно обнаружил, что он остался в одиночестве, и отнюдь не гордом. И лишь злой прибой выбрасывал на берег коробки с логотипом FedEx - похоже, всё, что осталось от разбившегося самолета и его экипажа.

Далее и начинается в фильме самое интересное: робинзонада Ноланда, она же - театр одного актера с Томом Хэнксом. Который именно при таком раскладе, когда никто не путается у него под ногами, демонстрирует нам всю свою драматическую мощь и уникальный букет эмоций. А его Ноланд - суровое выживание при помощи всей той ерунды, что он "наковырял" из выброшенных морем посылок (из всех, кроме одной - ее он принципиально оставит непочатой). От мяча Уилсона, оказавшегося в итоге лучшим другом и собеседником Чака на протяжении долгих лет, до... пленки из VHS-кассет, вполне пригодной для крепежа "инженерных" фантазий Чака.
И, ясен Хэнкс, что даже скучная "выживальческая" бытовуха в исполнении маэстро Тома будет протекать максимально артистично. А их моно-диалоги с Уилсоном потянут на целый философский трактат под названием "Недобровольный физический эскапизм на кудыкину гору: можно ли найти в этом смысл жизни, или что мы будем жрать сегодня на ужин".

Из коньков здесь хоть топорик можно соорудить. А что бы Чак делал с шахматами или боксерскими перчатками?
Из коньков здесь хоть топорик можно соорудить. А что бы Чак делал с шахматами или боксерскими перчатками?

***

В общем, как и другая классика Земекиса с Хэнксом "Форрест Гамп", "Изгой" тоже по сей день смотрится на удивление свежо́ и захватывающе. Особенно если вы смотрели его давно, либо и вовсе до сих пор с ним не знакомы. Ведь, как и было сказано в начале, и раньше подобные уникально-художественные кинополотна были штучной работой. А теперь, когда в блокбастерной лиге Голливуда в основном всё только вжжухает, да лязгает, "человеческих" историй, подобных "Изгою", там и вовсе кот прослезился. Даже сам Земекис, и тот после "Прогулки" (2015) перестал снимать свои коронные ленты обо всяческих чудаках, переключившись на черт-те что, но пересматривать это уже совершенно не тянет.
В отличие от "
Изгоя". Его можно пересматривать хоть раз в полгода, а то и чаще, и открывать в нем еще какую-нибудь пропущенную ранее "фишку". Ну или просто еще разок насладиться красивыми драматичными приключениями, коих здесь тоже предостаточно.

Трейлер фильма (возрастной рейтинг 12+):