(Phone Booth, 2002, США)
Если бы "Телефонную будку" снимали в начале 2010-х, когда стали популярными по-настоящему камерные триллеры вроде "Погребённого заживо" или "127 часов", уверен, Джоэл Шумахер тоже не разочаровал бы их поклонников. И запер бы в телефонной будке не только Колина Фаррелла, но и своего оператора.
Ну а пока мода на экранную клаустрофобию не разогналась, Шумахер ("Коматозники", "С меня хватит!", "8 миллиметров", "Роковое число 23") снимал очередной триллер хоть в ограниченном пространстве, но всё же по старинке. То есть не вынуждая членов съёмочной группы пихать друг друга локтями и окружив место действия многолюдной массовкой.
Сказывают, будто сценарист "Будки" Ларри Коэн предлагал идею этого фильма ещё самому Альфреду Хичкоку. Однако в 60-е оба они так и не додумались до причины, из-за которой герой намертво застрянет в телефонной будке от начала картины и до финальных титров (очевидно, банальная отмазка "В будке заклинила дверь" этих гениев не шибко вдохновила).
В 2000-е такая проблема перед Коэном уже не возникла. И вот зашедший в кабинку нью-йоркского таксофона, рекламный агент Стюарт, он же Стю, неожиданно оказался на прицеле у маньяка-снайпера. У которого - кто бы мог подумать! - был к нему серьёзный, жизненно важный разговор.
Надо уточнить, что засевший в одной из соседних высоток, маньяк с винтовкой был не простой, а золотой со своим кодексом чести. И мочил он не всех подряд любителей аналоговой связи, а исключительно мерзавцев, о которых предварительно собирал информацию.
Стю тоже оказался далеко не образцово-порядочным с моральной точки зрения гражданином. Коего взяли на мушку буквально на месте преступления - в тот момент, когда он ездил по ушам молодой актрисульке Пэм, которую наш начинающий "вайнштейн" хотел затащить в койку, устроив ей фальшивые кинопробы.
Короче говоря, с этой минуты день у Стю откровенно не заладился.
Он, конечно, думает, что подключившийся к таксофону снайпер-морализатор блефует. Тот доказывает, что Стю неправ, постреляв по антуражу. И предлагает заложнику сознаться в своих похождениях налево жене, а иначе она сегодня станет вдовой, и в своем вранье Пэм, а иначе у той на одного знакомого "продюсера" станет меньше.
Стю, ясен перец, оправдывается и пытается в отчаянии торговаться, вот только чем ему крыть ультиматум маньяка, уму непостижимо.
А тут ещё другие желающие позвонить по таксофону начинают терять терпение. И пытаются настучать Стю по его испуганной морде. Что уже не входит в планы снайпера, который думает, что у него есть эксклюзивное право издеваться над человеком в будке. И делиться этим правом с посторонними он не намерен.
Само собой, и выстрелы, и упавший рядом со Стю труп не остаются без внимания проходящих мимо нью-йоркцев. И вот уже на улице завывают полицейские сирены, её блокируют копы и спецназ, вокруг собираются зеваки и репортёры...
Хочешь не хочешь, но в игре снайпера и жертвы появляются новые, ничего не понимающие участники. Отчего игра уж точно ни для кого не становится проще, ведь маньяк запрещает Стю объяснять копам ситуацию, даром что теперь он на мушке ещё и снайперов из полиции.
Единственный, кто остаётся от всего этого в выигрыше - зритель. Для которого чем сильнее бедлам, тем он интереснее, а уж в искусстве раздувания интриги Шумахер всегда знал толк.
***
В общем, бесспорно, один из лучших фильмов, снятых Джоэлем Шумахером в 21 веке. А, может, даже и лучший, учитывая достойное количество и качество его оценок на IMDb и Кинопоиске.
По крайней мере серебряной классикой жанра "Телефонная будка" уже стала и интересности до сих пор не растеряла. Кроме разве что наличия в ней архаичного уличного таксофона, который сегодня уже явно не станет героем триллера, а тем более краеугольным камнем его сюжета.