Современные маркетплейсы насчитывают миллионы разных товаров. Продают все — от бытовой химии и одежды до мебели и техники. Общий объем продаж на российских маркетплейсах за 2023 год составил больше 4 триллионов рублей — это 54% от рынка.
Торговля на маркетплейсах позволяет раскрутить бренд и расширить каналы сбыта на всю страну, но никто не освобождает продавцов от отчетности и налогов.
Торговля на Ozon, Wildberries и прочих площадках также требует бухгалтерского и налогового учета, и требования к ним во многом отличаются от стандартов для обычной оффлайн торговли. Из-за незнания деталей продавцы неправильно считают налоги, ошибаются в отчетности и попадают на штрафы.
Есть много нюансов, с которыми лучше разобраться до того, как выходить на маркетплейс.
Комиссия маркетплейса учитывается в доходах
Маркетплейс — всегда посредник между продавцом и покупателем. Первый заключает с ней агентский договор. Выступая агентом, площадка может выполнять юридически значимые операции от лица продавца:
- продавать продукцию;
- доставлять ее до потребителя;
- принимать оплату;
- хранить товары на своем складе;
- оформлять возврат и замену;
- рекламировать товары.
Это услуги, работа площадки, которую нужно оплачивать. За такие действия взимается комиссия — и с ней возникает больше всего проблем в учете.
Обычно комиссия удерживается автоматически. Но при этом продавцам-упрощенцам нужно учитывать ее в доходах — вместе со всей стоимостью реализованного товара.
Если селлер работает на системе УСН «Доходы», то считает налог, исходя из общей стоимости проданных товаров и комиссий. Плательщики УСН «Доходы минус Расходы» при расчете налога, также включают в доходы полную стоимость проданных товаров с учетом комиссии, но могут уменьшить налогооблагаемую базу на стоимость агентского вознаграждения.
Некоторые продавцы не учитывают комиссию, когда площадка самостоятельно ее удерживает. И это грубое нарушение. Селлер получает деньги от покупателя, и площадка фигурирует в этой сделке в качестве посредника. Доходом, который нужно внести в учет, будет вся сумма, полученная продавцом.
Отражение в учете возврат товаров и брак
Важно правильно оформить в учете все этапы обнаружения брака и возврата. Процессы отражают в специальных документах.
Например, на Wildberries используют такие формы:
- «Реализация с видом операции “Передача на реализацию”» — при передаче товаров площадке для продажи;
- «Возврат товаров от покупателя с видом операции “Переданные на реализацию”» — при возврате товаров, переданных для продажи маркетплейсу;
- «Отчет комиссионера с видом операции “Розничные продажи”» — для отражения розничных продаж через площадку. В нем также оформляют возвраты покупателями товаров, проданных на маркетплейс;
- «Отчет комиссионера с видом операции “Списание товаров”» — при списании товаров, находящихся у маркетплейса.
Площадки сами утилизируют бракованные товары и отражают это в отчете. Уже по нему селлер вносит данные в учет.
Совокупный анализ продаж при торговле на нескольких площадках
Чаще всего селлеры представляют продукты одновременно на нескольких площадках, чтобы охватить более широкую аудиторию. Это разумно с точки зрения маркетинга, но сложно для учета.
Продавцу важно иметь быстрый доступ к показателям продаж и возвратов для качественной аналитики и продвижения. Например:
- сколько всего продано товаров;
- какие пользуются особой популярностью;
- во сколько обходится логистика;
- каков процент выкупа;
- какие позиции приносят больше чистой прибыли, а какими вообще не стоит торговать;
- в какое время товары покупают чаще всего и другие параметры.
Развивая один бренд, селлеру нужно вести параллельный учет показателей со всех площадок. Это не просто энергозатратно, но сильно усложняет учет — есть риск дублировать информацию или пропустить важные данные.
Чтобы вести адекватный совокупный учет, стоит объединить его в одном ресурсе и управлять данными из одного окна. Есть несколько специализированных сервисов, например, SelSup, EcomCom, Zonesmart, Topseller. Но прежде чем выбрать ресурс, селлеру нужно сравнить функционалы и определить, какая программа закроет большинство его потребностей. Принцип работы у них схожий, но возможности могут сильно отличаться.
Например, где-то есть опция печати этикеток и создания карточек товаров, а с другими это придется делать самостоятельно. Разница есть и во внутренней аналитике — одни сервисы отображают только общие продажи за период, а другие включают дополнительные метрики: мониторинг брендов в выдаче, расчет комиссионных вознаграждений, сводные и детальные отчеты по отгрузке. Кроме того, не во всех сервисах есть финансовый учет.
Организация складского учета по FBO или FBS
Есть две основных системы поставок — FBO и FBS. Ее нужно выбрать заранее, до начала торговли на маркетплейсе. Система во многом определяет то, как будет устроен учет и работа продавца.
FBO — это схема, при которой большинство задач по логистике и хранению продукции ложится на маркетплейс. Сотрудники площадки отвечают за хранение товаров, их маркировку, упаковку, доставку, за возвраты и замену при браке и прочие торговые операции. Селлер может не арендовать собственный склад, а работать напрямую от производителя или поставщика.
Правда, тут нужно учитывать индивидуальные требования маркетплейсов — у каждой площадки свои условия. Так, Ozon устанавливает временные рамки для поставок, например, с 11:30 до 12:00. Если продавец не успеет доставить товары в этот период, их не примут.
Одни площадки требуют доставлять продукцию в коробках, другие — на паллетах. Требования могут быть и к габаритам упаковки или транспорта, на котором привозят продукцию. Все это нужно учитывать заранее.
Если селлер работает по FBO, маркетплейс открывает ему личный кабинет с показателями и аналитикой продаж. Он может увидеть общую динамику, посмотреть статистику возвратов и отмен, рейтинги. Эти показатели нужно брать в расчет при следующей поставке.
Такая система больше подойдет новичкам в бизнесе или продавцам товаров с большим ассортиментом.
При другой схеме — FBS — все наоборот. Площадка является только витриной для товаров и отвечает за доставку из сортировочного центра до пункта выдачи. Всеми основными операциями занимается селлер: хранит товар на своем или арендованном складе, упаковывает и маркирует его, доставляет в сортировочный центр, оформляет возвраты и замену.
Такая система больше подойдет крупным и опытным магазинам, а также тем, кто хочет быть уверен в правильности хранения товара. Например, если продаются цветы и продукты питания, маркетплейс не сможет обеспечить им нужных условий. Товары будут портиться, приходить покупателям в ненадлежащем состоянии, что скажется на репутации продавца и спросе.
Как не допускать ошибок при ведении учета на маркетплейсах
Чтобы правильно вести учет на маркетплейсах, нужно проводить ряд специфических операций и понимать нюансы: не забывать о комиссии, сопровождать этапы обнаружения брака и возврата документами и отчетами, аккумулировать данные для маркетингового анализа. Организация учета при торговле на маркетплейсах может быть сложной, особенно для новичков. Нарушения приводят к ошибкам в отчетности, а это чревато потерей прибыли и штрафами от налоговой и маркетплейсов.
Чтобы не беспокоиться о проверках и не работать в минус, нужно с самого начала организовать эффективный учет. Есть несколько вариантов:
- Вести учет и аналитику самостоятельно. Тогда придется разбираться в налоговом законодательстве и бухгалтерских стандартах. Постоянно держать руку на пульсе изменений — учет нужно вовремя адаптировать к любым нововведениям. А стандарты пересматриваются ежегодно.
- Нанять штатного сотрудника. Многие продавцы работают в команде, где есть штатный бухгалтер. Задача селлера — организовать ему рабочее место. Выдать доступ к личному кабинету с финансовыми данными. При необходимости, обеспечить техникой. Подключиться к бухгалтерским сервисам. Контролировать результаты также будет сам продавец — за ошибки в отчетности и учете перед госорганами отвечает только он.
- Передать бухгалтерию на аутсорсинг. Команда удаленных специалистов возьмет на себя всю работу по бухгалтерскому и налоговому учету и освободит время селлера для более важных задач: анализа продаж, разработки стратегии и развития своего дела.
Кроме экономии времени, в компании «Главный бухгалтер» вы получите и другие плюсы:
- вы не опасаетесь штрафов — компания берет на себя всю материальную ответственность за ошибки в бухгалтерском и налоговом учете, компенсирует штрафы и пени, начисленные по вине сотрудников компании;
- вы можете контролировать процесс, но не тратить время на бухгалтерию— команда регулярно отчитывается о проделанной работе и предоставит доступ к любым документам, если вам важно наблюдать за выполнением задач;
- регулярное проведение аудита учета для контроля состояния бухгалтерии и легальная оптимизация налогов.
Компания «Главный бухгалтер» займется ведением бухгалтерского учета на маркетплейсах за вас, вовремя рассчитает налоги и отчитается по ним в контролирующие органы. Получить предложение можно на сайте «Главный бухгалтер» — оставьте заявку, и менеджер свяжется с вами в течение дня.