Статья в номере газеты Нью-Йорк Таймс от 5 января 1969 года. Автор подводит промежуточные итоги космической гонки и задает вопрос - полет ли советский космический корабль "Союз" к Луне. Статья называется "... Но отстает в лунной гонке". Это как бы продолжение чего-то другого. Верно. До этого была статья, в которой рассказывалось об успехах СССР в строительстве сверхзвукового самолета (Ту-144). Там СССР был впереди, но в лунной гонке, увы, начал отставать, считает автор статьи:
...НО ОТСТАЕТ В ЛУННОЙ ГОНКЕ
"МОСКВА - Советский Союз, похоже, уступил лидерство в пилотируемых исследованиях Луны Соединенным Штатам. К такому выводу пришли иностранные наблюдатели в результате успешного облета Луны кораблем "Аполлон-8" и реакции советской стороны на этот полет.
На самом деле американское лидерство в пилотируемых полетах в целом стало очевидным задолго до этого последнего достижения. С момента старта проекта "Джемини" в 1965 году и до начала реализации программы "Аполлон" США опередили Советский Союз практически по всем параметрам пилотируемых космических полетов.
В частности, по количеству пилотируемых полетов, которых с момента запуска "Аполлона-8" у США уже восемнадцать, а у Советского Союза - десять. Количество часов пилотируемых полетов в космос (3215 против 629); количество выходов в открытый космос (девять против одного) и пилотируемых стыковок (семь у США и ни одной у СССР). Однако русские утверждают, что им удалось состыковать беспилотные космические аппараты на околоземной орбите, что является чрезвычайно сложной задачей, которую США не пытались осуществить.
Беспилотные полеты
Советские ученые не скрывают, что основной упор в освоении космоса они делают на беспилотные космические аппараты как на околоземной орбите, так и при полетах к Луне и планетам.
Этот акцент отражает как дефицит бюджетных средств, так и в целом более осторожный, чем в США, подход к освоению космоса. Иллюстрацией такой осторожности может служить, например, решение американцев проводить испытания лунных космических аппаратов на околоземной орбите. В последующих полетах люди будут отправлены на Луну.
В отличие от этого, советский метод предполагает сначала проверку лунных аппаратов в беспилотных полетах к Луне.
В целом советская космическая программа имеет те же возможности, что и американская, за исключением того, что, по сообщениям американской разведки, пока нет никаких доказательств того, что советская ракета-носитель может сравниться с первой ступенью "Сатурна-5" по тяге с пятью двигателями мощностью 7,5 млн. фунтов. Русские настаивают на том, что "Зонд-5" и "Зонд-6" - два беспилотных космических аппарата, которые в сентябре и ноябре прошлого года обогнули Луну и вернулись на Землю, - имели возможность пилотируемого полета.
Эскиз последнего "Зонда" не был опубликован. В качестве следующего шага, по мнению специалистов, Советский Союз может попытаться посадить на Луну беспилотный космический аппарат для забора материала с поверхности и сбора других данных. Затем он вернется на Землю.
Советский график освоения космоса является тщательно охраняемой тайной, и любые прогнозы относительно будущих действий являются весьма спекулятивными. Однако беспилотная высадка на Луну и возвращение на Землю, по-видимому, соответствуют общему подходу нашей страны к космосу. Это не означает, что советская попытка опередить американцев в пилотируемом полете на поверхность Луны полностью исключена.
Одной из характерных черт советской космической программы было выполнение меньшего числа, но больших шагов, иногда перепрыгивая через миссии, выполняемые Соединенными Штатами.
Представители американских космических агентств утверждают, что Советский Союз вполне может разрабатывать ракету, еще более мощную, чем "Сатурн-5", что позволит увеличить тяговый потенциал России с нынешних двух-трех миллионов килограммов до десяти-пятнадцати миллионов килограммов.
Что касается потенциальных лунных пилотируемых кораблей, то недавно появившееся в советской прессе описание корабля "Союз-3", который в конце октября совершил последний пилотируемый полет на орбиту с полковником Георгием Береговым, позволяет говорить о его конфигурации, аналогичной "Аполлону".
Корабль "Союз" состоит из трех отсеков или модулей. В носовом отсеке, примерно эквивалентном командному модулю корабля Apollo, располагается рабочий и спальный отсеки. В среднем отсеке находится экипаж во время взлета и посадки. В заднем отсеке, напоминающем служебный модуль "Аполлона", расположены ракетные двигатели и запасы топлива для выполнения маневров в космосе.
Никаких признаков модуля
На опубликованной схеме корабля "Союз" не видно ничего похожего на лунный модуль "Аполлона" - космический паром, который должен доставить астронавтов на поверхность Луны и обратно на лунную орбиту для стыковки с командным и служебным модулями "Аполлона".
Однако в опубликованном проекте "Союз" был описан как "орбитальная космическая лаборатория или длительный полет".
Американские космические эксперты считают, что при соответствующей доработке "Союз" может служить и ядром для лунных космических аппаратов."
ТЕОДОР ШАБАД
А теперь мечты доктора Пейна, инженера фон Брауна, доктора Пикеринга и других. Мечты немного напоминают речь Остапа Бендера в Васюках, но что-то уже сбылось:
ПОСЛЕ ПОЛЕТА НА ЛУНУ - МАРС И ДАЛЬШЕ
Земля больше не тряслась. Воздух был неподвижен, в нем больше не раздавалось стаккато громовых раскатов. Оранжевое облако дыма, прижимаясь к земле, уходило в море со стартовой площадки 39. Аполлон-8" скрылся из виду и отправился в первое путешествие с человеком вокруг Луны.
Уходя с пресс-площадки на мысе Кеннеди, доктор Вернер фон Браун, пионер ракетной техники, широко улыбался, зачесывал назад седеющие светлые волосы и вспоминал слова Жюля Верна. "Все, что может представить себе один человек, - сказал Верн, который сто лет назад написал о полете человека вокруг Луны, - другие люди могут сделать реальным".
Аполлон-8 воплотил в жизнь фантазии Верна и других людей. Ожидается, что последующие полеты "Аполлона" в 1969 году приведут людей на поверхность Луны. Такой опыт должен не только открыть Луну для непосредственного исследования, но и расширить, как никогда ранее, представление человека о своем будущем.
Ведь если человек может полететь на Луну, то чего же он не может сделать?
Тропа к планетам
На волне ликования, последовавшего за запуском Аполлона-8, доктор Томас О. Пейн, исполняющий обязанности администратора Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства, заявил:
"Мы с нетерпением ждем того дня, когда в небе появятся пилотируемые космические станции, мы будем исследовать Луну, а в далеком будущем - прокладывать новую тропу к планетам".
Космические инженеры и ученые убеждены, что в ближайшие 25 лет спутники связи и метеорологические спутники будут окольцовывать Землю, люди будут переправляться на орбитальные корабли, похожие на гигантские отели, на Луне будут созданы полупостоянные научные станции, в которых будут работать люди, космические аппараты с приборами будут облетать Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун, а роботы и, возможно, даже люди будут высаживаться для исследования Марса.
Астрономы будут изучать звезды из телескопов на безвоздушной Луне. Геологи будут носиться по лунной поверхности на специальных вездеходах, ковыряться в камнях, копаться в кратерах в поисках разгадки происхождения Солнечной системы.
Пространственные мастерские
Хотя космос никогда не заменит Питтсбург, промышленность может производить шарикоподшипники, линзы телескопов и стальные конструкции в орбитальных цехах.
Невесомость - явление, к которому до начала космической эры относились с опаской, - открывает такие интригующие возможности для производства. Жидкость, плавающая в невесомой среде, принимает форму идеальной сферы.
Таким образом, в космосе можно отливать самые совершенные металлические шарикоподшипники, - говорит д-р Джордж Э. Мюллер, помощник администратора NASA по пилотируемым полетам.
Аналогичные технологии могут быть разработаны и для получения стальных полых конструкций, легких, как бальза, но обладающих прочностью твердой стали, или композитных материалов из стали и стекла.
По мнению д-ра Мюллера, это может стать экономически выгодным в ограниченном масштабе с появлением многоразовых космических кораблей для челночного сообщения между Землей и орбитальными лабораториями. Они могут быть введены в эксплуатацию к 1980 году и доставлять полезную нагрузку на орбиту по цене около 5 долларов за фунт по сравнению с несколькими сотнями тысяч долларов за фунт сегодня.
Следующим важным шагом, по мнению д-ра фон Брауна, директора Центра космических полетов имени Маршалла НАСА в Хантсвилле (штат Алания), станут крупные мастерские на орбите.
Они могут быть использованы для исследования земных ресурсов, с помощью современных технологий дистанционного зондирования и фотографии можно будет обнаруживать болезни сельскохозяйственных культур и лесов, отслеживать косяки рыб, прогнозировать погоду на несколько недель вперед, составлять карту вероятных источников нефти и полезных ископаемых в мире.
В ближайшие несколько десятилетий человек будет занят разведкой обширных пространств Солнечной системы за пределами Луны.
Доктор Уильям Х. Пикеринг, директор Лаборатории реактивного движения в Пасадене (Калифорния), прогнозирует:
"Мы будем носиться по всей Солнечной системе, наблюдая за другими планетами с помощью беспилотных космических аппаратов. Мы будем летать к лунам Юпитера и через кольца Сатурна. Мы будем высаживать беспилотные зонды на некоторые из планет, в частности, на Марс и Венеру и, возможно, на одну из лун Юпитера".
Одним из самых амбициозных беспилотных путешествий может стать "гранд-тур" по внешним планетам. Запущенный в 1978 году космический аппарат может быть нацелен на пролет мимо Юпитера и далее к Сатурну, Нептуну и Урану, орбиты которых будут находиться в правильном положении.
По словам д-ра Пикеринга, используя ядерную ракету, можно будет высадить людей на Марс еще до конца столетия. А на Луне, по его мнению, должны быть созданы крупные базы, куда ученые будут время от времени прилетать, подобно тому, как они посещают форпосты в Антарктиде.
Исследование океанов
Совершенствование космических технологий начинает проникать в медицину, металлургию и связь. Микроэлектронные устройства, используемые для контроля состояния здоровья космонавтов в космосе, в экспериментальном порядке применяются для наблюдения за пациентами больниц. Среди других космических "побочных продуктов" - синтез алмазов, совершенствование технологий сварки, усовершенствованное ракетное топливо, используемое при лечении туберкулеза и психических заболеваний.
Космические технологии также подталкивают исследователей к освоению последнего оставшегося на Земле рубежа - океанов. Инженеры аэрокосмической отрасли создают новые исследовательские подводные лодки, оборудование для глубоководных погружений и подводные лаборатории для изучения нетронутых ресурсов морского дна.
Не последнюю роль в воздействии космических полетов на человечество может сыграть духовная составляющая. Из далекого космоса, как заметили астронавты "Аполлона-8", Земля - это голубой шар, покрытый облаками, - другая планета, красивая, но не очень большая. А когда они возвращались с Луны, то говорили о возвращении на "хорошую Землю", а не в Соединенные Штаты.
Таким образом, космос позволяет по-новому взглянуть на Землю. Как отмечает Артур Кларк в своей недавней книге "Обещание космоса", "пересечение космоса - даже если в нем примет участие лишь горстка людей - может во многом снизить напряженность нашего века, обратив мысли людей вовне, прочь от их племенных конфликтов. Вполне возможно, что только обретя это новое ощущение безграничных границ, Земля сможет вырваться из древнего цикла войны и мира".
ДЖОН НОБЛ УИЛФОРД