Найти в Дзене

«С ружьём в руках бросился вперед»: оборона Самарканда и боевое крещение художника Верещагина

181 год назад, 26 октября 1842 года, в Череповце (современная Вологодская область) в дворянской семье родился Василий Васильевич Верещагин – русский живописец, писатель, один из самых известных баталистов второй половины XIX века. Он окончил Морской кадетский корпус, но предпочел стезю художника, которая и обессмертила его имя.

В.В. Верещагин. У крепостной стены. Пусть войдут. 1872 г. // Государственная Третьяковская галерея
В.В. Верещагин. У крепостной стены. Пусть войдут. 1872 г. // Государственная Третьяковская галерея

Многим из наших подписчиков хорошо известны яркие картины «туркестанского цикла», написанные Верещагиным во время экспедиций в Среднюю Азию. Среди них привлекает внимание картина «У крепостной стены. Пусть войдут». На ней изображена вытянутая вдоль стены самаркандской крепости рота русских солдат, напоминающая чем-то парадную колонну. Впрочем, образ развернут автором в другом ключе — воины не маршируют громко и победоносно, а замерли и притаились в ожидании нападения врага. На фоне знойной погоды возникает ощущение мучительных минут перед развязкой…

Картина была написана художником под влиянием событий обороны Самаркандской крепости 1868 года, непосредственным свидетелем которой и был Василий Васильевич. В 1867 году Верещагин, недавно завершивший свое образование, с радостью принял приглашение Туркестанского генерал-губернатора генерала Константина Петровича Кауфмана состоять при нём художником. В конце мая 1868 года молодой человек прибыл в древний Самарканд, носивший почетное прозвище «Рим Востока» и хранящий в памяти еще фаланги Александра Македонского. В то время узкие улочки города были заполнены солдатами Русской императорской армии, ведущей войну против Бухарского эмирата. 30 мая главные силы русских начали наступление на Бухару, а в Самарканде остались четыре роты пехоты, одна рота сапёр (всего 660 человек с учетом больных и раненых), две пушки и две мортиры.

В.В. Верещагин. Главная улица в Самарканде с высоты цитадели ранним утром. 1869-1870 г. // Государственная Третьяковская галерея
В.В. Верещагин. Главная улица в Самарканде с высоты цитадели ранним утром. 1869-1870 г. // Государственная Третьяковская галерея

Между тем бухарский эмир, зная о малочисленности русского гарнизона, решил отбить город. В мечетях муллы агитировали фанатично настроенных мусульман взяться за оружие и изгнать «неверных». 13 июня в городе началось восстание. Русский гарнизон заперся в цитадели, которую вскоре взяла в осаду подошедшая бухарская армия. Общая численность осаждавших доходила до 65 тысяч человек, и они были уверены, что легко перебьют немногочисленных русских.

В.В. Верещагин. Нападают врасплох. 1871 г. // Государственная Третьяковская галерея
В.В. Верещагин. Нападают врасплох. 1871 г. // Государственная Третьяковская галерея

Впрочем, русские солдаты и офицеры показали чудеса стойкости. Днем и ночью кипели ожесточенные бои. Защитники успешно отбивали многочисленные штурмы. Несколько раз нападавшие взбирались на крепостную стену и прорывались внутрь цитадели, но яростными контратаками русские обращали неприятеля в бегство. Более того, обороняющиеся сами делали успешные вылазки в город, нанося противнику большой урон.

Василий Верещагин принимал деятельное участие в жарких схватках. В донесении командования отмечалось, что «во время восьмидневной осады Самаркандской цитадели скопищами бухарцев, прапорщик Верещагин мужественным примером ободрял гарнизон. Когда 3-го июня неприятель в огромных массах приблизился к воротам и кинувшись на орудия успел уже занять все сакли, прапорщик Верещагин, несмотря на град камней и убийственный ружейный огонь, с ружьём в руках бросился вперед и своим геройским примером увлёк храбрых защитников цитадели».

Молодой Верещагин (1863 г.)
Молодой Верещагин (1863 г.)

Однако было очевидно, что долго маленький гарнизон не продержится. На общем военном совете было принято решение: в плен не сдаваться, если противник ворвется в цитадель – оборонять эмирский дворец до последней капли крови, а в случае невозможности его удержать, взорвать все запасы пороха и героически погибнуть.

К счастью, на помощь осажденным уже спешили главные силы генерала Кауфмана. 20 июня они атаковали противника, а гарнизон крепости сделал общую вылазку и ударил неприятелю в тыл. Разгром бухарцев был полный! Самаркандская цитадель выстояла, что оказало большое влияние на победоносный исход всей русско-бухарской войны. Что же касается Василия Верещагина, то художник был награждён орденом Святого Георгия 4-й степени и смог собрать много фактического материала, который затем лег в основу его бессмертных полотен…

Верещагин В. В. Фото 1890-х гг. с дарственной учёному Ивану Егоровичу Забелину
Верещагин В. В. Фото 1890-х гг. с дарственной учёному Ивану Егоровичу Забелину

В стенах Центрального музея Вооруженных Сил истории Русской императорской армии посвящены три первых залах. Представлены многочисленные экспонаты: образцы военной формы и оружия того времени, награды царской России, масштабные макеты вооружения, личные вещи исторических деятелей, различные фотодокументальные материалы и так далее. Особый интерес представляют историко-художественные инсталляции, посвященные Сражению под Малоярославцем (1812) и событиям Первой мировой войны.

В зале №1 ЦМВС
В зале №1 ЦМВС