181 год назад, 26 октября 1842 года, в Череповце (современная Вологодская область) в дворянской семье родился Василий Васильевич Верещагин – русский живописец, писатель, один из самых известных баталистов второй половины XIX века. Он окончил Морской кадетский корпус, но предпочел стезю художника, которая и обессмертила его имя.
Многим из наших подписчиков хорошо известны яркие картины «туркестанского цикла», написанные Верещагиным во время экспедиций в Среднюю Азию. Среди них привлекает внимание картина «У крепостной стены. Пусть войдут». На ней изображена вытянутая вдоль стены самаркандской крепости рота русских солдат, напоминающая чем-то парадную колонну. Впрочем, образ развернут автором в другом ключе — воины не маршируют громко и победоносно, а замерли и притаились в ожидании нападения врага. На фоне знойной погоды возникает ощущение мучительных минут перед развязкой…
Картина была написана художником под влиянием событий обороны Самаркандской крепости 1868 года, непосредственным свидетелем которой и был Василий Васильевич. В 1867 году Верещагин, недавно завершивший свое образование, с радостью принял приглашение Туркестанского генерал-губернатора генерала Константина Петровича Кауфмана состоять при нём художником. В конце мая 1868 года молодой человек прибыл в древний Самарканд, носивший почетное прозвище «Рим Востока» и хранящий в памяти еще фаланги Александра Македонского. В то время узкие улочки города были заполнены солдатами Русской императорской армии, ведущей войну против Бухарского эмирата. 30 мая главные силы русских начали наступление на Бухару, а в Самарканде остались четыре роты пехоты, одна рота сапёр (всего 660 человек с учетом больных и раненых), две пушки и две мортиры.
Между тем бухарский эмир, зная о малочисленности русского гарнизона, решил отбить город. В мечетях муллы агитировали фанатично настроенных мусульман взяться за оружие и изгнать «неверных». 13 июня в городе началось восстание. Русский гарнизон заперся в цитадели, которую вскоре взяла в осаду подошедшая бухарская армия. Общая численность осаждавших доходила до 65 тысяч человек, и они были уверены, что легко перебьют немногочисленных русских.
Впрочем, русские солдаты и офицеры показали чудеса стойкости. Днем и ночью кипели ожесточенные бои. Защитники успешно отбивали многочисленные штурмы. Несколько раз нападавшие взбирались на крепостную стену и прорывались внутрь цитадели, но яростными контратаками русские обращали неприятеля в бегство. Более того, обороняющиеся сами делали успешные вылазки в город, нанося противнику большой урон.
Василий Верещагин принимал деятельное участие в жарких схватках. В донесении командования отмечалось, что «во время восьмидневной осады Самаркандской цитадели скопищами бухарцев, прапорщик Верещагин мужественным примером ободрял гарнизон. Когда 3-го июня неприятель в огромных массах приблизился к воротам и кинувшись на орудия успел уже занять все сакли, прапорщик Верещагин, несмотря на град камней и убийственный ружейный огонь, с ружьём в руках бросился вперед и своим геройским примером увлёк храбрых защитников цитадели».
Однако было очевидно, что долго маленький гарнизон не продержится. На общем военном совете было принято решение: в плен не сдаваться, если противник ворвется в цитадель – оборонять эмирский дворец до последней капли крови, а в случае невозможности его удержать, взорвать все запасы пороха и героически погибнуть.
К счастью, на помощь осажденным уже спешили главные силы генерала Кауфмана. 20 июня они атаковали противника, а гарнизон крепости сделал общую вылазку и ударил неприятелю в тыл. Разгром бухарцев был полный! Самаркандская цитадель выстояла, что оказало большое влияние на победоносный исход всей русско-бухарской войны. Что же касается Василия Верещагина, то художник был награждён орденом Святого Георгия 4-й степени и смог собрать много фактического материала, который затем лег в основу его бессмертных полотен…
В стенах Центрального музея Вооруженных Сил истории Русской императорской армии посвящены три первых залах. Представлены многочисленные экспонаты: образцы военной формы и оружия того времени, награды царской России, масштабные макеты вооружения, личные вещи исторических деятелей, различные фотодокументальные материалы и так далее. Особый интерес представляют историко-художественные инсталляции, посвященные Сражению под Малоярославцем (1812) и событиям Первой мировой войны.