В конце августа в рамках выставки MIMS Automobility Moscow 2023 на открытой конференц-площадке AGORA прошла пленарно-аналитическая сессия на тему: «Рынок послепродажного обслуживания: что нас не убивает, делает сильнее». О том, какова, по мнению экспертов, текущая ситуация на рынке обслуживания и ремонта автомобилей в России, как развивается этот рынок и как доставляются в нашу страну запчасти, — в материале «Движка».
Результаты проведенного в июне 2023 года опроса автовладельцев о том, экономят ли они на обслуживании автомобилей, и если да — то как, привел на сессии директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов. По его словам, из более чем 2400 респондентов об экономии на обслуживании своих машин заявили 33,5%. Из них 25% уточнили, что заранее купили «расходники», чтобы успеть до их подорожания, а 22% заявили, что стали меньше ездить на автомобиле и используют его только по необходимости.
Сергей Удалов, директор аналитического агентства «Автостат» (слева)
На чем именно экономят российские автовладельцы? По данным совместного опроса «Автостата» и «Авто Mail.ru», большинство автомобилистов переходит на «расходники», более доступные по цене, еще один популярный в нашей стране способ экономии — самостоятельное проведение ТО. Также россияне экономят на автомойке и парковке, откладывают покупку новых шин и аккумуляторов, меняют автосервис на более бюджетный, переходят на менее дорогую марку топлива.
По данным исследования, проведенного аналитическим агентством «Индекс», среднегодовой пробег легкового автомобиля в РФ стабилизировался в настоящее время на уровне, предшествовавшем пандемии COVID‑19: порядка 14 300 км. Об этом рассказал генеральный директор агентства Виталий Кравец. При этом 37% автовладельцев проезжают за год больше, чем средний межсервисный интервал (15 тыс. км).
Ежегодные расходы домохозяйств автовладельцев на ТО и ремонт автомобилей (без учета стоимости шин) устойчиво растут, по информации «Индекса», с 2015 года. Особенно ускорились темпы роста таких затрат с 2020 по 2021-й и с 2021 по 2022 год. И если в 2015-м они составляли 14 876 рублей, то в 2020-м — 20 926 рублей; по итогам 2021-го они увеличились до 25 027 рублей, в 2022-м — до 35 943 рублей. В нынешнем году также фиксируется рост: на 44% в рублях. Подобный рост затрат привел к увеличению доли деталей, покупаемых для самостоятельной установки, в общей корзине расходов автовладельцев: в 2023 году она достигла 29% (в 2022-м — 20%). С 17 до 23% увеличилась доля запчастей, покупаемых для установки в сервисе.
Виталий Кравец, генеральный директор аналитического агентства «Индекс»
Одним из главных трендов на рынке послепродажного обслуживания в РФ гендиректор «Индекса» назвал развитие интернет-торговли и онлайн-сервисов. По результатам опросов агентства, порядка 85% российских автовладельцев использовали информацию из Сети для целей, связанных с автомобилем. Из них 31% сравнивали на различных сайтах цены на запчасти, 18% использовали интернет для подбора деталей.
При выборе каналов обслуживания влияние гарантии автопроизводителя на обращение в дилерский центр в нынешнем году впервые снизилось в связи с уходом брендов из России, рассказал В. Кравец. При этом потребители все еще ожидают от дилеров большей ответственности по сравнению с независимыми СТО. Главным фактором выбора последних низкая стоимость обслуживания сейчас не является: о доверии к НСТО заявили 45% опрошенных клиентов таких станций, тогда как вариант ответа «Низкая цена» выбрали 23%.
Об основных схемах ввоза автозапчастей из Европы в РФ рассказал в рамках конференции генеральный директор ООО «ККС» Александр Лунев. По его словам, основными транзитными странами для ввоза деталей по параллельному импорту являются сегодня прежде всего Китай и ОАЭ, а также Турция, Казахстан, Армения, страны Средней Азии. Среди основных рисков таких поставок эксперт назвал высокую неопределенность и постоянные изменения в правовом регулировании, локальную специфику стран — участников цепочек поставок, логистические барьеры, большой размер непредвиденных дополнительных расходов, а также сложности с трансграничными денежными переводами.
Александр Лунев, генеральный директор ООО «ККС» (слева)
По итогам 2022 года Россия заняла третье место по объемам импорта запчастей из Китая: за минувший год в нашу страну ввезено деталей на общую сумму 4,026 млрд долларов, рассказал на сессии представитель компании «Гринвуд» Ли Фэн. В лидерах, к слову, США с объемом ввоза (в деньгах) на уровне 74,46 млрд долларов. К концу 2023 года, по прогнозам экспертов, экспорт автомобилей из Китая в РФ достигнет 14 млрд долларов, а запасных частей — 12,9 млрд долларов. Кроме того, ожидается, что в Поднебесной в целом объем экспорта автомобилей превысит объем экспорта запчастей. В планах китайских производителей деталей, работающих в РФ, — увеличение объемов инвестиций в их российский бизнес.
Ли Фэн, представитель компании «Гринвуд»
Фото: журнал «Движок»