Канал "Мир Фэнтези" продолжает описывать духов русской деревни, и сегодня расскажет вам о фактически забытом, но весьма самобытном Овиннике, он же Гуменник. Вы узнаете о характере Овинника, о его внешности и отношениях с людьми. Поехали!
Внешность Овинника и где он обитает
Как и амбарник, Овинник - это дух-покровитель определенной постройки, овина.
Овин представлял из себя довольно интересную постройку для сушки снопов пшеницы, ржи и других культур. В российском климате влажные снопы было невозможно обмолотить для получения зерна, поэтому в давние времена крестьяне придумали предварительно сушить их, чтобы в дальнейшем обмолачивать и складировать зерно в амбар.
Овин был двухярусным: в нижней половине устраивалась печь, а в верхней располагались снопы, которые сушились. Картинка для наглядности:
Сейчас это абсолютно забытое строение, но раньше каждый уважающий себя крестьянин имел овин для обработки снопов. И именно в этой постройке обитал герой нашей статьи.
Внешний вид Овинника менялся в зависимости от местности и пожеланий самого духа-оборотня: от гигантского черного кота до покойника или небольшого человечка, покрытого соломой. Чаще всего он выглядел как антропоморфный дух или как животное.
Нрав Овинника и былички
Согласитесь, что доброго духа "Жихарем" не назовут! Овинник наряду с амбарником и банником, пожалуй, наиболее лютые персонажи всей деревенской нечисти: не прочь подраться, причинить человеку страдания или даже смерть.
Из этой братии Овинник отличается дуализмом - с одной стороны, он ревностно оберегает (оберегал, где ж их сейчас, овины, найдешь?) снопы, поддувал огонь, следил, чтобы снопы высыхали равномерно и т.д, выгонял непрошенных гостей со своей территории, а с другой - он был единственным духом, который не был жестко привязан к постройке.
Овинник (жихарь, овинный царь) был способен уходить из постройки и прийти в гости к тому же баннику или дворовому, чтобы скоротать с ними время до первых петухов (как и любая нечисть, крик петуха был для Овинника невыносим). Единственное место, куда он боялся сунуться, была изба - там были владения Домового, а его наш герой побаивался.
Но зато в своей обители Жихарь был строг и даже свиреп: категорически нельзя было пользоваться овином 27 сентября (Воздвиженье) и 14 октября (Покров). Считалось, что в эти дни работать с овином запрещено. Крестьяне, которые данный запрет игнорировали, в самом лучшем случае получали от Овинника разные пакости (он пугал, срывал снопы, тушил огонь), при этом выдавал себя собачьим лаем и смехом, либо, что было куда чаще, нарушителям приходилось совсем несладко. В лучшем случае овин сгорал (и это было очень, очень часто), а худший вариант отлично указан в быличке, где силач по имени Валуй топил овин в запретное время.
Явился Овинник в образе человека, который напал на силача и смог "согнуть его в дугу" на всю оставшуюся жизнь, тем не менее, силач оказался сильнее нечисти и сбросил Овинника в огонь внизу овина. Последний, правда, смог отомстить, выждав момент, когда сын силача тоже нарушит запрет, и уморил его в овине, хоть и не без боя - у трупа были сжаты кулаки и сбиты костяшки пальцев.
В других быличках Овинник выступает как защитник людей - он защищает крестьянина от ожившей мертвой старухи, сражаясь с ней до крика петухов, после чего и труп, и Овинник исчезли, а во втором случае герой нашей статьи помог мужику, который оказался в ситуации, достойной экранизации.
У одной женщины умер муж-колдун, который после смерти восстал и бросался на несчастную. Та кое-как смогла его угомонить и попросила соседа, чтобы он сковал мертвеца железными прутьями в гробу и закопал на кладбище.
В процессе закапывания мертвый колдун снова разъярился, сломал прутья и атаковал уже соседа, который бросился от него наутек, забрался на дерево. Подоспевший живой мертвец начал грызть дерево, в итоге мужичок спрыгнул с него и сумел добежать до ближайшего овина, отчаянно зовя на помощь Овинника.
Быличка упоминает, что Овинник схватил вилы и пошел драться с колдуном, а мужик побежал в деревню за подмогой. Подоспевшая помощь обнаружила труп колдуна, лежащий в овине.
Еще одна быличка говорит, что Овинник, как и банник, использовался для гадания: три девушки пошли в овин гадать и взяли с собой коровью шкуру, чтобы узнать у Овинника судьбу.
Шкуру они постелили на полу и огородили себя чертой (видимо, мелом), но коровий хвост за черту выпал.
В процессе гадания Овинник без упоминаемого образа схватился за хвост и всю ночь возил их по овину, пытаясь сбросить.
Что вы думаете насчет Овинника, уважаемые читатели?